Газета
 15 июня 2009, 13:20   2429

В борьбе за трафик

В борьбе за трафик
Специалисты Research&Decisions проанализировали состояние торговых центров Перми и составили рейтинг их популярности у населения.
Автор: Кирилл Перов

75 % пермяков предпочитают совершать покупки в торговых центрах. К такому выводу пришли специалисты консалтинговой группы Research&Decisions в результате исследования крупнейших торговых центров Перми, площадь которых превышает 10 тыс. кв. метров. В ходе исследования было опрошено более 600 человек.
I квартал 2009 года оказался сложным для девелоперов: неизменно увеличивающееся число посетителей торговых центров начало сокращаться. Наметилась тенденция переключения потребительского спроса на рынки. Если по итогам 2008 года, по данным Пермьстата, на долю рынков приходилось 9,4 %, то в апреле 2009 года этот показатель достиг 13 %. «Несмотря на это, доля рынков незначительна в общем объеме розничного оборота, и потребители предпочитают им организованную торговлю», – отмечают аналитики Research&Decisions.
По результатам исследования половина пермяков (46 %) предпочитают совершать покупки в торговых центрах несколько раз в месяц. Примерно равная доля потребителей посещает ТЦ несколько раз в неделю, но не каждый день (24 %) и один раз в месяц и реже (28 %).
В ходе исследования аналитики также проанализировали, кто из пермских девелоперов наиболее успешно привлекает посетителей, а значит, имеет преимущества в установлении арендной ставки. Традиционно величина потребительских потоков имеет тесную связь с величиной этого показателя.
Лидерами по трафику являются ТРК «Семья» и «Колизей-Cinema». В будние дни в час пик за 30 минут туда приходят 520–540 человек, другими словами, за сутки ТЦ принимают от 10 до 12 тысяч посетителей. Следующим по посещаемости оказался ТРК «Столица». Его трафик по результатам исследования составляет 8–10 тысяч человек.
Специалистами Rese-arch&Decisions также учитывалась площадь исследуемых объектов. При анализе потоков следует принимать во внимание площади рассматриваемых центров. На графике приведены квадратные метры, приходящиеся на одного посетителя. Чем данный показатель ниже, тем выше проходимость центра. В результате лидером по количеству посетителей является ЦУМ. Второе место уверенно занимает ТЦ «Айсберг». Эти малые по площади центры привлекают большие потоки покупателей.
Что касается размеров аренды, то наиболее высокая плата установлена в ТРК «Семья» и «Колизее» (обе очереди). Однако эти объекты можно считать сбалансированными, так как здесь и потоки, и ставки находятся на высоком уровне.
Самым известным среди населения торговым центром является ТРК «Семья». Он знаком 58 % респондентов. С отставанием почти в 15 % второе место по известности занимает ТЦ «Алмаз» (43,6 % респондентов). Наиболее посещаемым центром, как и самым известным, является ТРК «Семья». 37 % опрошенных (224 респондента) чаще всего совершают покупки в этом торговом центре. На втором месте находится ТЦ «Алмаз». Важно отметить, что рейтинг посещаемости практически совпадает с рейтингом известности, что говорит о наличии связи между известностью и посещаемостью. Хотя на вопрос о критериях выбора торговых центров респонденты указали, что известность не важна при выборе торгового центра. Зато важны местоположение, представленный ассортимент и условия совершения покупок.
Интересно отметить, что в сознании потребителей все торговые центры разделены на группы. Например, если необходимо приобрести одежду и обувь, в памяти всплывают одни ТЦ, если думаешь о досуге – совсем другие. При этом интересно отметить, что структура арендаторов в ТЦ и ТРК примерно одинаковая.
Самая многочисленная ассортиментная группа – это группа «Одежда и обувь». Несмотря на то что в каждом торговом центре отведены существенные площади под данную категорию товаров, ассоциируются с одеждой и обувью только 5 торговых центров. Это «Семь пятниц», «Алмаз», «Столица», «Айсберг», ЦУМ.
ТРК «Столица», «Семья» и «Колизей-Cinema» на своих площадях размещают достаточно большую досуговую зону: многозальный кинотеатр, игровую площадку, фастфуд. Но как досуговый торговый центр воспринимается только «Колизей-Cinema». Другими словами, в конкурентной борьбе за количество посетителей досуговой части ТРК «Столица» и «Семья» существенно проигрывают комплексу «Колизей-Cinema».
Специалисты Research&Decisions полагают, что девелоперам не следует сосредотачиваться на недостатках торговых центров, оправдывая тем самым свой проигрыш в борьбе за посетителя. Каждый центр уникален и имеет свою целевую аудиторию, но основная ошибка многих объектов – некорректное позиционирование.
Для корректировки ситуации можно начать с простых вещей: провести аудит навигации вне и внутри центра, указателей, парковочной разметки. Далее – скорректировать информационные посылы для потенциальных клиентов, определиться с позиционированием объекта либо скорректировать пул арендаторов в соответствии с тем, как клиенты сегодня воспринимают торговый центр. Это прописные истины для любого руководителя, однако в повседневной деятельности зачастую просто не хватает информации для принятия решения.
 


Первый торговый центр в Перми (ТЦ «Айсберг») появился в 2003 году. И у населения появилась альтернатива: совершать покупки на рынке или же в специализированных магазинах, торговых центрах. Как показывает статистика, за последние 6 лет доля выручки, приходящейся на торговые предприятия, устойчиво росла. В 2005 году на рынках приобреталось до 19 % товаров. За три года данный показатель сократился вдвое и по итогам 2008 года составил 9,4 %.

В борьбе за трафик

 

В борьбе за трафик

В борьбе за трафик

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний