Газета
 08 июня 2009, 13:20   1299

Взяли разбег

Взяли разбег
За последние пять месяцев коммерческая недвижимость существенно упала в цене. В преддверии летнего «застоя» собственники не скупились и щедро снижали стоимость квадратного метра.
Автор: Кирилл Перов

В течение последних 5 месяцев происходили весьма серьезные изменения в сегменте офисной недвижимости. Ценовая коррекция, связанная с влиянием финансового кризиса, банкротством большого числа коммерческих организаций и минимизацией расходов оставшимися на рынке предприятиями, происходила на протяжении всего рассматриваемого периода. Темпы падения в это время были различны. Так, если в феврале-марте, в преддверии весеннего делового сезона и связанных с ним ожиданий улучшения ситуации и оживления рынка, продавцы неохотно снижали цены (на 3–4 % в месяц), то в апреле-мае произошло увеличение темпов ценовой коррекции до 5–6 % в месяц. В целом за 2009 год средняя цена на офисные площади снизилась на 13 %. Общее снижение за период кризиса (октябрь 2008-го – май 2009-го) составило в среднем 20 %. Сегодня средняя цена офисных помещений находится на отметке в 63 630 рублей за кв. метр.

Объем предложения офисов на продажу существенно увеличился. Количество офисных помещений, выставленных на продажу, за 2009 год выросло вдвое, что связано с полным отсутствием спроса.

Что касается аренды офисных площадей, то здесь произошли еще более существенные изменения. Практически 100 % предпринимателей сегодня стараются всеми способами уменьшить свои расходы на аренду. Кто-то урезает занимаемые площади, кто-то требует снижения стоимости аренды, и собственник вынужден уступать, понимая свою слабую позицию на рынке. Есть и те, кто просто меняет один офис на другой, более дешевый. За январь – май 2009 года средняя арендная ставка снизилась на 24 %. Общее падение доходов от аренды офисов за период кризиса составило около 27–28 %. Средняя арендная ставка на офисы сегодня составляет 530 руб./кв. метр/мес.

Высвобождение большого количества занимаемых ранее арендаторами офисных площадей ведет к увеличению объема предложения, так как если выгодно продать офис сегодня практически нереально, то выставлять его в аренду вполне разумно. По крайней мере, при условии нахождения арендатора, собственник будет иметь хоть какой-то доход. Поэтому объем предложения офисов в аренду увеличился за последние 5 месяцев на 19 %, а за последние 8 месяцев на 30 %.

Рынок торговой недвижимости оказался более восприимчивым к кризису. Падение стоимости торговых площадей также связано с отсутствием спроса на покупку. В данном рыночном сегменте в течение последних 5 месяцев наблюдались тенденции, схожие с рынком купли-продажи офисов. В среднем темпы падения до апреля варьировались в пределах 4–5 % в месяц, в апреле-мае произошло увеличение до 6–7 % в месяц. На сегодняшний день средняя цена продажи торговых помещений составляет 53 620 рублей за кв. метр. За 2009 год снижение составило 23 %, за период кризиса – 27–28 %.

Объем предложения торговых площадей в отличие от офисной недвижимости уменьшился. Снижение составило около 65 % за 2009 год и порядка 35 % за период кризиса. Такая ситуация связана с тем, что сегодня в эксплуатацию практически не вводится новых торговых объектов.

Рынок аренды торговых площадей «просел» на 22 % в 2009 году и на 37 % за период кризиса. Такая мощная ценовая коррекция подогревалась в основном собственниками мелких торговых точек, павильонов, магазинов. Собственники крупных торговых центров практически не снижали арендные ставки, в ряде случаев даже несколько повышая их.

Предложение по аренде за 2009 год снизилось на 21 %, но с начала кризиса увеличилось на 20 %. Происходит это в основном из-за прекращения строительства новых торговых центров, а в уже построенных арендаторы и арендодатели в большинстве случаев находят общий язык. Многие компании – обственники крупных торговых центров сегодня много сил и средств тратят на разработку маркетинговых стратегий на период кризиса, а подобные мероприятия, проводимые профессионалами, всегда являются гарантом успешного существования предприятия даже в тяжелейших экономических условиях. Поэтому говорить о серьезном простое торговых площадей в таких центрах не приходится.

Ожидать каких-либо серьезных изменений в ближайшие 3 месяца не имеет смысла. Летний период всегда «усыпляюще» действовал на рынок коммерческой недвижимости. Однако в период кризиса такой фактор может благоприятно отразиться на ценовой конъюнктуре. Замедление темпов развития рынка может положительно отразиться и на темпах падения цен, которые могут несколько снизиться. С осени 2009 года возможно начало периода стабилизации, когда внимание покупателя к рынку усилится ввиду снижения цен до критической отметки и начнутся первые серьезные сделки.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний