Газета
 01 июня 2009, 13:20   1921

Надзор за качеством

Надзор за качеством
Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Пермскому краю Людмила Акимова – о снижении числа проверок в начале года, усилении контроля над автодилерами, участии Роспотребнадзора в «транспортном» конфликте и надзоре за финансово-кредитной сферой.

Людмила Николаевна, озвучьте показатели деятельности краевого органа Роспотребнадзора в I квартале 2009 года. Увеличилась ли нагрузка ведомства по сравнению с прошлыми годами? Какой можно сделать прогноз на год?

– В I квартале 2009 года Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю проведено 1420 контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года число проверок сократилось на 12,7 % (1626 мероприятий). Такая динамика обусловлена рядом факторов.

Во-первых, контрольная деятельность на 2009 год планировалась с учетом вступления в мае этого года в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому проверки в отношении субъектов предпринимательства могут проводиться не чаще 1 раза в 3 года. Далее, в общей структуре проверяемых Роспотребнадзором объектов сократилось число представителей малого бизнеса: с 50 % в 2007 году до 17 % в 2008 году. В планах проверок на 2009 год малые предприниматели составляют всего 15 % от общего числа.

Кроме того, уменьшилось количество внеплановых проверок: в 2008 году их доля составила 30 % в общем объеме контрольно-надзорных мероприятий против 65 % в 2007 году.

В каких сферах сегодня Роспотребнадзор выявляет наибольшее число нарушений? Какие отрасли показывают должный уровень обслуживания потребителей?

– В 2008 году в сфере потребительского рынка специалистами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю выявлено 3104 нарушения. Наиболее проблемной традиционно является сфера розничной торговли пищевыми продуктами – 41 % от общего числа случаев.

По итогам 12 месяцев прошлого года в управление от потребителей Пермского края поступило 779 обращений (для сравнения: в 2007 году мы получили 1,2 тысячи обращений). 35 % обращений 2008 года приходится опять-таки на сферу розничной торговли продуктами питания. Четверть заявителей жаловались на компании сферы услуг (197 обращений), 33,6 % – на торговлю непродовольственными товарами. Также зафиксировано 159 обращений по нарушениям в работе предприятий сферы ЖКХ. Отмечу, что все обращения жителей региона устранены в досудебном порядке.

В 2008 году краевой Роспотребнадзор имел ряд претензий к ритейлерам, в частности к сети «Эльдорадо». Прокомментируйте ситуацию по состоянию на данный момент.

– Действительно, Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обратилось в Свердловский районный суд Перми с иском к «Эльдорадо-Пермь» о признании противоправными действий компании в отношении неопределенного круга потребителей. Речь шла о продаже сертификатов Программы дополнительного сервиса (ПДС). Основанием для заявления в суд с данным иском послужили неоднократные обращения граждан с жалобами относительно продажи им таких сертификатов.

24 декабря 2007 года Свердловский райсуд своим решением удовлетворил исковые требования управления и признал противоправными действия «Эльдорадо-Пермь», запретив продажу сертификатов ПДС.

Представитель сети «Эльдорадо» представил информацию по данному делу на заседании Консультативного совета Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека в Москве в июле 2008 года. По итогам совещания у сети запрошена более подробная информация о работе, которая проводится ритейлером для устранения нарушений законодательства.

В 2008 году нам поступило 262 обращения от граждан, недовольных работой организаций и предпринимателей, занимающихся торговлей непродовольственными товарами. 11 жалоб подали клиенты сети магазинов «Эльдорадо» в Перми. Однако эти обращения не связаны с продажей сертификатов ПДС. Отмечу, что в 2009 году плановые проверки в отношении работы магазинов «Эльдорадо» в Пермском крае не запланированы.

Роспотребнадзор по обращениям граждан инициировал разбирательства с холдингом «Машинный двор» по вопросам задержек ПТС. Насколько распространено такое нарушение, планируются ли проверки других компаний?

– На данный момент в отношении автохолдинга «Машинный двор» в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю поступило 9 письменных и 29 устных обращений граждан. Жалобы касаются предоставления автомобилей по заключенным и оплаченным договорам купли-продажи без оригиналов паспортов транспортного средства (ПТС). Кроме того, люди жалуются на то, что автодилер включает в договор условия, ущемляющие права потребителей. В результате вынесено 9 постановлений о наложении административных взысканий на «Машинный двор».

Кроме того, Управление Рос-потребнадзора по Пермскому краю 6 апреля 2009 года подало в Пермский районный суд исковое заявление в отношении одной из компаний холдинга «Машинный двор» – ООО «Автохолдинг». Ведомство требует признать действия автодилера противоправными в отношении неопределенного круга потребителей по тем же основаниям, что и в случае с материнской компанией.

Необходимо отметить, что обращения граждан по подобным нарушениям (отсутствие ПТС, нарушение сроков передачи автомобиля, отсутствие договора купли-продажи и т. д.) поступали и в отношении таких организаций, как «ЭКСП», «Верра-Моторс», «Автосити», «Автоцентр Форд».

Один из громких скандалов потребительской сферы в Перми в начале 2009 года – отказ части перевозчиков перевозить льготные категории граждан. Как Роспотребнадзор участвует в контроле городских пассажироперевозок?

– В начале года в адрес Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю из городской администрации поступила информация о том, что часть перевозчиков, осуществляющих оказание услуг по перевозке пассажиров на маршрутах регулярного сообщения Перми, прекратили перевозку пассажиров, имеющих социальные проездные документы. По представленным материалам проведены административные расследования, в ходе которых управление приглашало для участия в делах граждан, пострадавших от неправомерных действий перевозчиков.

К сожалению, не все заявители явились в управление в назначенный срок. В итоге только в отношении трех перевозчиков удалось юридически установить факты непредоставления льгот по перевозкам и составить протоколы об административных правонарушениях. На сегодняшний день данные дела находятся в стадии рассмотрения.

В марте Роспотребнадзор опубликовал отчет «Особенности национальной защиты прав потребителей в условиях финансового кризиса». В нем банкам вменяется в вину то, что они в одностороннем порядке повышают ставки по выданным кредитам, перепродают задолженность коллекторским агентствам и прочее. Инициировались ли в Пермском крае соответствующие проверки?

– Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в 2008 году проверило деятельность ЗАО «Банк «Русский Стандарт», ОАО «УРСА Банк» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». В результате в отношении банка «Русский Стандарт» составлен протокол об административном нарушении за непредоставление копий заключенных кредитных договоров. Протокол направлен на рассмотрение мировому судье по месту нахождения организации в Москве, постановлением суда дело прекращено.

В отношении УРСА Банка и Хоум Кредит энд Финанс Банка управлением вынесены постановления о наложении штрафов по 10 тыс. рублей за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей.

Что касается обращения частных лиц, то в 2008 году в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю поступило 3 обращения граждан на нарушения при предоставлении банковских услуг. Кроме того, в целях повышения эффективности государственного контроля управлением заключено соглашение о взаимодействии с Пермским банковским союзом. В рамках взаимодействия запрошены договоры на оказание банковских услуг. Специалисты намерены проверить документы финансово-кредитных организаций на соответствие установленным требованиям.

В 2008 году управлением проведены пять мероприятий по контролю в отношении организаций, оказывающих услуги страхования. В компаниях «Новомет», СК «Урал-АИЛ», СК «Цюрих. Ритейл», «Спасские ворота» и «Русский мир» нарушений законодательства по защите прав потребителей не выявлено.

В управлении реализуется программа по борьбе с коррупцией. Озвучьте результаты 2008-го и начала 2009 года.

– Действительно, «Ведомственная программа противодействия коррупции при осуществлении контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в Пермском крае на 2008–2011 годы» принята и реализуется с конца 2008 года.

В рамках программы с 1 апреля 2009 года организован и круглосуточно работает телефон доверия (8-342) 233-40-67, по которому жители края могут сообщить о фактах коррупции.

На сегодняшний день сообщений о коррупционных проявлениях не поступало ни на телефон доверия, ни в ходе работы горячей линии.

Поделиться:
Все новости компаний