Газета
 25 мая 2009, 13:20   2033

Фактор кризиса

Фактор кризиса
Лицензирование факторинговой деятельности отменено. Однако о положительной динамике развития рынка речи не идет.

В апреле текущего года в Гражданский кодекс России были внесены изменения, отменяющие необходимость обязательного лицензирования факторинговой деятельности для небанковских организаций. Таким образом, теперь этот вид услуг могут оказывать любые коммерческие юридические лица. По мнению экспертов «bc», законодательные новации неизбежно приведут к увеличению числа игроков на рынке факторинга.

Лишь формальность. Интерес к оказанию этого вида финансовых услуг обусловлен снижением доступности кредитов. «Факторинг – беззалоговое финансирование под уступку права денежного требования – направлен на увеличение объемов продаж, – объясняет Александр Кашеваров, управляющий Пермским филиалом Промсвязьбанка (лидер рынка факторинга). – Если до кризиса аналогом факторинга могли служить овердрафты или кредиты на пополнение оборотных средств, то сейчас альтернативы факторингу нет, поскольку выросли ставки по кредитам, требования к заемщикам, а дисконт по принимаемым залогам достигает 50 %».

В результате сегодня на рынке факторинга спрос превышает предложение – в этом сходятся все собеседники «bc». При этом основными клиентами факторинговых компаний являются представители оптовой и розничной торговли и промышленности.

Увеличение спроса на факторинговые услуги может привести и к росту обращений в коллекторские агентства, оказывающие услуги взыскания просроченной задолженности юридических лиц. «Перспективы развития услуг, связанных с обслуживанием долгового рынка, безусловно, есть, так как в экономике сохраняется проблема неплатежей», – уверен Юрий Соловьев, специалист коллекторского агентства «Равенство» (Ижевск). Эксперт отмечает, что за последние полгода уровень спроса на услуги, связанные с взысканием долгов, значительно увеличился, причем, по его мнению, объем долгового рынка до сих пор продолжает расти.

Несмотря на существование неудовлетворенного спроса, число новых игроков вряд ли будет большим и уж тем более маловероятно появление компаний-факторов, которые могли бы претендовать на лидерство. Более того, некоторые эксперты издания полагают, что законодательные новации – формальность.

Более того, Илья Старков, управляющий представительством ООО ВТБ «Факторинг» в г. Перми, считает, что в настоящее время для рынка факторинга характерно снижение конкуренции, тогда как потенциал для его развития в России огромен. «По прогнозам «Эксперт РА», в 2009 году не будет громких сделок слияния и поглощения. Однако состав лидеров на рынке может существенно измениться», – отмечает г-н Старков. По его словам ими могут стать факторинговые компании, которые по итогам второго полугодия 2008 года росли более быстрыми темпами, чем рынок в целом. Кроме того, большие шансы на лидерство есть у новых игроков факторингового рынка (из числа крупных банковских групп), таких как, например, ВТБ «Факторинг», Сбербанк, «Альфа-банк», а также у факторинговых подразделений иностранных финансовых институтов.

Необходимость существенных финансовых ресурсов – наиболее серьезная сложность, препятствующая появлению новых факторов. По оценкам Ильи Чукавина, начальника управления стратегического развития и продвижения банковских продуктов АКБ «Ижкомбанк» (Ижевск), портфель принимаемой задолженности менее 20–30 млн рублей просто не окупится, то есть начинать факторинговую деятельность имеет смысл только с таких объемов. «Неудивительно, что лидерами рынка являются либо банковские организации, либо организации, каким-либо образом связанные с банками. С учетом сегодняшней ситуации банки вряд ли будут охотно финансировать компанию без кредитной истории в объемах, необходимых для факторинговой деятельности. Вот почему процесс появления новых игроков на рынке будет весьма спокойным», – считает Антон Добрынин, директор факторинговой компании «Акмонитал».

Также высокими являются организационные барьеры входа на рынок. «С этой точки зрения банки тоже имеют преимущества. У них уже есть опыт работы с «дебиторкой» по корпоративным клиентам, IТ-инфраструктура, системы риск-менеджмента и оценки платежеспособности компаний», – уверен Александр Кашеваров.

Подытоживая, эксперт отмечает тенденцию к вытеснению с рынка небанковских факторинговых организаций. В пользу этого утверждения говорит и практика. Как известно, в декабре 2008 года специализированная факторинговая компания «Еврокоммерц» допустила дефолт по облигациям и на сегодняшний день прекратила свою деятельность. Григорий Карповский, экс-гендиректор и бывший совладелец компании «Еврокоммерц», в интервью федеральным СМИ в качестве причины дефолта прямо указывал нехватку финансовых ресурсов. «Среди акционеров компании не было крупной структуры, способной предоставить большие объемы финансирования. Ликвидность бралась с рынка. Начиная с сентября, когда пошла жесткая фаза кризиса, это стало делать невозможно», – рассказал он в интервью. Напомним, по результатам первого полугодия 2008 года компания «Еврокоммерц» занимала первое место в рэнкинге факторов по объему уступленных долгов (оценка «Эксперт РА»). Бизнес еще одного крупного специализированного игрока факторингового рынка МФК «Траст» (5-е место по портфелю уступленных прав требований и 4-е место по числу обслуживаемых компаний, согласно итогам исследования «Эксперт РА» за I полугодие 2008 года) был куплен ОАО «Банк ВТБ». Причем по условиям сделки фактически приобретались операционные активы, то есть технологии, клиентская база и история взаимоотношений с клиентами.

Отказывают чаще. Что касается абсолютного объема рынка, то в период кризиса он претерпел существенные изменения, а ряд игроков приостановили заключение новых договоров. О болезненности темы говорит и тот факт, что некоторые участники рынка заявили «bc», что не комментируют эту тему.

Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного «Эксперт РА», в 2008 году темпы прироста рынка факторинга (по объему уступленных требований) резко замедлились – с 70–90 % в предыдущие годы до менее чем 17 %. Причем положительный прирост по итогам года, отмечает «Эксперт РА», заслуга относительно успешной работы факторов в первом полугодии 2008 года. Кроме того, значительное влияние на объемы рынка оказал дефолт крупнейшего фактора – ФК «Еврокоммерц» (его доля на рынке факторинга на 01.07.2008, по расчетам РА, составляла 22,3 %).

По прогнозам «Эксперт РА», темпы роста факторинга в 2009 году составят не более 5 %. Что касается регионального рынка, то эксперты высказывают еще более пессимистические прогнозы. Отчасти это связано с ужесточением требований к клиентам при принятии решения о факторинговом обслуживании. «Заметное на рынке сокращение разновидностей факторинга, предлагаемых факторинговыми компаниями, изменение условий получения финансирования клиентами – реакция на существующую экономическую ситуацию», – отмечает Илья Старков. Елена Траханова, начальник отдела продаж управления факторинга Альфа-Банка (Москва), констатирует: увеличение числа отказов в предоставлении факторингового обслуживания стало больше по сравнению с началом 2008 года.

Однако, по мнению г-жи Трахановой, говорить о значительном снижении объемов рынка факторинга по всей России и в Пермском крае не стоит. В частности, г-н Старков называет целый ряд отраслей, спрос которых на услуги факторинга весьма стабилен. «Это субъекты реального сектора экономики, которые поставляют продукцию, товары, услуги с отсрочкой платежа, работают на рынке В2В и их бизнес близок к конечному потребителю. Типичными примерами клиентов факторинговых компаний являются предприятия оптовой торговли, особенно в сфере пищевой и легкой промышленности, а также предприятия некоторых отраслей промышленности», – отмечает г-н Старков. По мнению Александра Кашеварова, наибольший спрос на факторинг в Пермском крае формируют производители и оптовики, поставляющие розничным сетям продукты питания и товары первой необходимости в средней и низшей ценовой категории.

Дольше кризиса. Кроме увеличения спроса на услуги факторинга кризис имел и другие выраженные последствия для рынка факторинга. В частности, общей для всех игроков тенденцией является отказ от безрегрессного факторинга. «Риски в факторинге всегда выше, чем кредитные, а с наступлением кризиса вероятность неплатежей существенно возросла. Поэтому переход к регрессному факторингу, позволяющему фактору предъявить требования поставщику в случае неплатежеспособности покупателей, – один из элементов управления рисками», – пояснил Илья Чукавин.

Также под влиянием кризиса на рынке факторинга произошел рост комиссионных ставок. При этом ожидать снижения стоимости факторинговых услуг после выхода на рынок новых игроков не следует. По мнению Ильи Старкова, демпинг со стороны новичков маловероятен, поскольку стоимость их ресурсов определяется кредитными ставками банков.

Тем не менее эксперты «bc» уверены, что повышенный интерес к рынку факторинга продлится еще достаточно долго, поскольку восстановление потребительского спроса далеко не сразу приведет к росту товарооборота и будет толкать вверх спрос на краткосрочное беззалоговое финансирование. «Факторинг до кризиса не пользовался популярностью среди предпринимателей в силу того, что услуга эта достаточно новая, и финансистам компаний было непросто объяснить ее преимущества перед кредитом, – утверждает Александр Кашеваров. – Доля факторинга в ВВП России сегодня составляет около 1,5 %, в то время как в Европе этот показатель выше в разы. Кризис заставил компании искать новые источники и инструменты финансирования, они оценят факторинг, и рост его объемов в нашей стране продолжится». В связи с этим эксперты делают вывод о том, что молодая для нашей страны факторинговая отрасль имеет большое будущее. В условиях ограниченности финансовых ресурсов факторинговые услуги дают бизнесу возможность расти и развиваться, не замораживая финансовые средства в дебиторской задолженности.

Фактор кризиса

Поделиться:
Все новости компаний