Газета
 18 мая 2009, 13:20   1046

Разный «Дягилев»

Разный «Дягилев»
В Перми открылся международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». В афише имена Солженицына, Ратманского, Фокина, Гласса.

В этом году по инициативе ЮНЕСКО мировое культурное сообщество отмечает 100-летие легендарных дягилевских «Русских сезонов». «Фестиваль именно в этом году хотелось сделать необыкновенным» – так определил кредо организаторов Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. Судя по размаху и количеству событий, «Сезоны» уже сейчас имеют право называться главным фестивалем года. В течение 9 фестивальных дней на 14 площадках пройдут 15 балетных и оперных спектаклей, 8 филармонических концертов и музыкальных вечеров, несколько художественных выставок, кинопоказы, перформансы, творческие встречи, международный симпозиум «Дягилевские встречи» и даже fashion-show.

Программы фестиваля – научная, музыкальная, выставочная, кинематографическая, – собираясь вместе, словно пазлы, составляют единую картину культурного пространства, пронизанного традициями, которые 100 лет назад заложил Сергей Дягилев.

Век нынешний и век минувший изящно удалось совместить Пермской синематеке. Там открылась выставка силуэтной анимации немецкой художницы Лотте Райнигер. В наши дни всеобщего увлечения японскими аниме и компьютерными мультиками, когда даже кинофестиваль в Каннах открывается анимационным фильмом, пермякам представится возможность увидеть настоящий раритет – первый полнометражный мультфильм «Приключения принца Ахмета». Его создала Лотте Райнигер в 1927 году.

Можно спорить – укладывается ли в русло дягилевских традиций деятельность Пермского музея современного искусства, но у его директора на этот счет сомнений нет. «Дягилевские сезоны» не должны стать застывшим памятником, они должны быть живым культурным действом. Фестиваль все-таки больше театральный, поэтому мы в свою программу включили перформансы», – рассказал Марат Гельман.

В рамках фестиваля программу современного искусства представляют известные авторы, уже снискавшие мировую известность.

В минувшую субботу художники из группы «Синие носы» (известные своей картиной с изображением целующихся милиционеров) показали «12 коротких перформансов о мировом финансовом кризисе и способах борьбы с ним». На следующий день музыкант Псой Короленко выступил с живым саундтреком к шедевру раннесоветского черно-белого немого кино – фильму «Третья Мещанская», снятому Абрамом Ромом в 1927 году. Сегодня Пермь посетит Олег Кулик, которого по праву можно назвать самым известным российским художником, работающим в стиле актуального искусства.

Все программы фестиваля, напрямую или контекстно, связаны с музыкой, театром, танцем. И конечно, центром и главной площадкой «Дягилевских сезонов» является Пермский театр оперы и балета, где вечером 15 мая прошла церемония торжественного открытия. Пермяки представили зрителям одноактный балет «Половецкие пляски» (сцена из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина), восстановив хореографию Михаила Фокина и сделав реконструкцию декораций по эскизам Николая Рериха. Вторая часть представления была отдана московским гостям. Впервые в официальной истории гастролей Большой театр привез в Пермь 70 артистов, включая струнную группу оркестра, певицу Яну Иванилову и артистов балета. Москвичи показали два одноактных спектакля: «В комнате наверху» на музыку Филиппа Гласса, хореография Твайлы Тарп, и «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова, в постановке Алексея Ратманского.

Одним из самых интересных и ожидаемых событий «Дягилевских сезонов» стала мировая
премьера оперы «Один день Ивана Денисовича» в постановке Георгия Исаакяна по одноименной повести Александра Солженицына, премьера состоялась 16 мая.
Один из немногих удивительных словарей. это - народный словарь, слова и термины которые крепко вошли в наш современный лексикон

Почти 200 телогреек потребовалось художнику театра Елене Соловьевой, чтобы одеть в эту лагерную форму солистов, хор и миманс. Замысел поставить «Ивана Денисовича» возник у Георгия Исаакяна еще два года назад, этой идеей он увлек композитора Александра Чайковского. Несколько месяцев шли переговоры с Александром Исаевичем Солженицыным, и согласие автора было получено. В опере звучит подлинный текст Солженицына, режиссеру-постановщику и композитору удалось сохранить этот правильный и богатый русский язык, несмотря на всю сложность задачи. На музыку положен даже лагерный словарь, в котором объясняется значение слов типа БУР, что значит «барак усиленного режима», Солженицын этот словарик поместил в конце своей повести. По словам Александра Чайковского, из словаря получился небольшой хоровой концерт.

По общему мнению создателей оперы, лет 10–15 назад прозу Солженицына поставить было невозможно, лагерная тема была тогда главной на страницах всех изданий и хорошо продавалась. Время прошло, и сейчас именно опера, с присущими этому жанру метафоричностью и абстрактностью, может наиболее адекватно передать и одновременно помочь пережить подобные вещи. Вдова писателя Наталья Солженицына присутствовала на премьере оперы, а в воскресенье в Органном зале она провела встречу с почитателями таланта великого русского писателя.

Международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» продлится до 23 мая.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний