Газета
 18 мая 2009, 13:20   2115

Крен в дешевое

Крен в дешевое
Объемы продаж ноутбуков догоняют реализацию десктопов. Эксперты уверяют, кризис сместил спрос в сегмент бюджетных моделей.
Автор: Кирилл Перов

Аналитики компании ITResearch подсчитали, что в России в 2008 году доля продаж десктопов на рынке персональных компьютеров составила 64,3 % в натуральном исчислении, оставшиеся 34,7 % приходится на стандартные ноутбуки (без учета нетбуков). Таким образом, лидирующим по отгрузкам сегментом по-прежнему остаются стационарные компьютеры. Тем не менее эксперты «bc» отмечают увеличивающуюся конкуренцию со стороны ноутбуков. По оценкам экспертов IDC, в 2008 году сегмент ноутбуков увеличился в целом по России на 56 %, сохранив титул самого динамичного на ИТ-рынке. Руководитель группы продукт-менеджеров компании «НЭТА» Игорь Головченко отмечает, что основными факторами роста доли ноутбуков являются постоянно снижающаяся их стоимость, широкий модельный ряд, а также высокая производительность, практически такая же, как у настольных. «Соотношение продаж мобильных и настольных компьютеров в Пермском крае стремится к соотношению 50/50. Но доля последних все же в настоящее время больше», – отмечает эксперт.

По оценке Дмитрия Лавниковича, старшего менеджера по работе с клиентами (IT-сектор) исследовательской компании «ГФК Русь», объем продаж ноутбуков в России за прошлый год составил 3,7 млн штук. Доля приобретенных мобильных компьютеров жителями Приволжского федерального округа от общих показателей составляет 12,5 %. Оценить объем регионального рынка ноутбуков эксперты издания пока затруднились.

Михаил Коньшин, директор представительства ГК «Формоза» в Перми, директор компьютерного супермаркета DEGA.RU:

– На сегодняшний момент достаточно сложно говорить про объемы рынка, поскольку пока нет точной информации о продажах от разных участников рынка.

Провалились в дешевое. По утверждениям Михаила Малаховского, руководителя отдела аналитики компании «МИР», в 2008 году продажи ноутбуков росли хорошими темпами (40–60 %). «Однако с началом экономического кризиса ситуация в корне изменилась. Начиная с октября 2008 года темпы прироста начали падать, а к декабрю рост и вовсе прекратился. В 2009 году не ожидается роста продаж ноутбуков, а возможно даже некоторое сокращение продаж», – поясняет г-н Малаховский.

Все опрошенные представители рынка компьютерной техники и электроники также отмечают, что экономический кризис наложил существенный отпечаток на продажи ноутбуков. Компания «Формоза» оценивает снижение продаж рабочих станций в первом квартале 2009 года на 25–30 %, а ноутбуков – на 30–35 %. Дмитрий Лавникович подтверждает, что объем покупок ноутбуков в России за март по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 30,9 %. «В Приволжском федеральном округе снижение этого показателя составляет 32,2 %, что на 1,3 % ниже показателей по стране», – отметил эксперт.

Пермские продавцы ноутбуков говорят о сравнительно меньшем падении продаж ноутбуков в Прикамье. По словам Андрея Тюкова, управляющего директора сети магазинов «НоутБукофф», продажи всей компьютерной техники за первый квартал текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого упали на 15 %. Падение спроса на ноутбуки эксперт связывает с неуверенностью пермяков в завтрашнем дне. «Крупные покупки, связанные с приобретением, в частности, бытовой техники, откладываются на неопределенный срок», – отметил г-н Тюков. Компьютер, если его покупка не связана с рабочей необходимостью, относится к развлекательной категории товаров, интерес к которой падает в первую очередь, заключает Михаил Малаховский.

По утверждениям экспертов, больше всего кризис коснулся дорогостоящих моделей ноутбуков. «На прежнем уровне сохранятся продажи только экономического сегмента ноутбуков по цене до 600 долларов. Все, что дороже, ожидает неминуемый спад. Большинство потребителей, которым требуется ноутбук прежде всего как мобильное устройство, уже обладают им или рассматривают недорогие варианты, в частности нетбуки. Остальные в текущих экономических условиях откажутся от приобретения более мощных машин на замену домашним мультимедийным и игровым десктопам и вновь обратят внимание на настольные компьютеры», – рассказывает Михаил Коньшин. В Перми доля бюджетных (до 20 тыс. рублей) ноутбуков в общих продажах в этом сегменте составляет около 50 %, 20 % приходится на мобильные компьютеры бизнес-класса (от 20 до 40 тыс. рублей) и 30 % – на мультимедийные (от 40 тыс. рублей), подтверждает Андрей Тюков.

Меньше народу – больше кислороду. Наряду с падением спроса на компьютерную технику наблюдается тенденция уменьшения количества игроков на региональном IТ-рынке. «Можно отметить, что закрылся ряд магазинов как федеральных сетей, так и небольших компьютерных фирм, в перспективе, возможно, эти процессы продолжатся», – полагает г-н Коньшин. Между тем, по его словам, на пермском рынке компьютерной техники и электроники представлены компании, работающие по принципу «приди и купи сам», а также где оказывается грамотная консультация клиентам и производится подбор ноутбука.

Среди лидеров, по мнению опрошенных экспертов, в сегменте продаж ноутбуков находятся компании «Ноутбукофф», «НоутовЪ», компьютерный супермаркет DEGA.RU, SUNRISE, НЭТА, «Джей компьютерс». Свою долю в общих продажах в этом сегменте занимают общефедеральные компании бытовой техники и электроники (БТиЭ), такие как «Эльдорадо», «Техносила», «МИР», «М.Видео». По мнению Андрея Тюкова, продажи ноутбуков в специализированных компаниях в Прикамье существенно больше, нежели у широкопрофильных ритейлеров.

Андрей Тюков:

– На мой взгляд, приоритет отдается торговым сетям компьютерной техники. Здесь возможно получить более квалифицированную консультацию сотрудников, присутствует сервисное обслуживание, чего зачастую не хватает региональным отделениям федеральных компаний бытовой техники.

С осени 2008 года в том числе и на прикамский рынок продаж ноутбуков вышла сеть салонов сотовой связи «Связной». По словам руководителя отдела по связям с общественностью «Связного» Елены Ноготковой, реализация мобильных компьютеров в регионе незначительна, но сегмент оценивается как достаточно перспективный.

Относительно дальнейшего положения игроков на пермском рынке мнения экспертов разошлись. Андрей Тюков предположил, что приход еще одной компании в текущих условиях, когда работающие в Перми игроки заняли устойчивые позиции в своих нишах, маловероятен. Доказательством тому могут служить недавние неудачные попытки задержаться в регионе ULTRA Electronics, а также закрытие «Эксперт Компьютерс» на улице Стахановской. Михаил Коньшин считает, что экономическая конъюнктура может привести к перераспределению долей на рынке компьютерной розницы, не исключая прихода в регион новых компаний.

Дело не в бренде. Несомненным лидером продаж среди россиян, в том числе пермяков, является Acer (подробнее – см. диаграмму и таблицу). «Наибольший интерес у покупателей наблюдается к таким брендам, как Acer, Asus, Samsung, Hewlett-Packard, Toshiba», – продолжил Игорь Головченко.

Тем не менее в каждом сегменте ноутбуков можно выделить разные предпочтения клиентов, считает Михаил Коньшин. «Те покупатели, для кого важней приемлемая цена, приобретают ноутбуки под брендом Acer, MSI или Samsung. Бизнесмены выбирают HP, Dell, Sony. Мобильный компьютер в современное время становится устройством таким же необходимым, как, например, сотовый телефон. Поэтому некоторые подходят к покупке ноутбука не только с точки зрения его технических возможностей, но и с учетом дизайна, эмоциональной составляющей», – уточняет специалист.

Ассортимент ноутбуков в пермских магазинах, по словам Андрея Тюкова, полностью зависит от качества работы отделов логистики и поставщиков. В большинстве случаев, как уверяют представители рынка, новинки в регионе появляются достаточно оперативно. «Что касается ценовой политики, то в центральных регионах России ноутбуки значительно дешевле, поэтому большинство моделей привозится именно оттуда. Стоимость мобильных компьютеров в Пермском крае и соседних регионах находится примерно на одном уровне», – уверяет эксперт.

Нет-бум. Эксперты отмечают увеличивающуюся популярность нетбуков в России (подробнее – см. справку «bc»). По оценкам Андрея Тюкова, доля продаж его сегмента составляет около 30 % рынка компьютерной техники и электроники.

Игорь Головченко:

– Нетбуки – стремительно расширяющийся сегмент, этому способствует компактность и область применения устройств, также заметно более низкая цена по сравнению с ноутбуками. В ближайшее время доля нетбуков будет составлять 1/6 от общих продаж, и перспективы развития еще есть.

За все время присутствия нетбуков на рынке сложилось два взгляда на этот сегмент. «Одни считают нетбук бесполезной тратой денег, ведь их производительность, размер экрана, функциональные возможности, безусловно, не сравнятся с ноутбуком. Другие считают, что небольшой формат и низкая цена компенсируют все его недостатки», – делится Михаил Коньшин.

Справка «bc»

Дмитрий Лавникович, старший менеджер по работе с клиентами
(IT-сектор) исследовательской компании «ГФК-Русь», рассказывает, что на рынке России нетбуки появились в апреле 2008 года и стали пользоваться у российского потребителя популярностью из-за своей доступной цены (средняя цена по России – 13,5 тыс. рублей). «В марте в общем объеме продаж ноутбуков доля нетбуков составила 13,8 % по России. В ПФО этот показатель на 2,1 % ниже, чем по России в целом», – отмечает эксперт.

Крен в дешевое

Крен в дешевое

Крен в дешевое

Крен в дешевое

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний