Газета
 04 мая 2009, 13:20   1620

Водка без денег

Производители алкогольной продукции столкнулись с неплатежами со стороны оптовых компаний. Пока они вынужденно кредитуют партнеров, но отдельные предприятия уже идут в суд.

ОАО «Уралалко» обратилось в арбитражный суд Пермского края к екатеринбургскому ООО «ОмегаОпт Трейд» с иском о взыскании задолженности по договору поставки продукции на сумму более 14,5 млн рублей. Предварительное слушание по делу состоялось 21 апреля. Как сообщил представитель истца, «ОмегаОпт Трейд» – одна из нескольких компаний, которая задерживает платежи, но ликероводочный завод предпочитает решать с ними возникающие вопросы в досудебном порядке. «Омега», с которой предприятие до этого сотрудничало несколько лет, с начала года прекратила оплату отгружаемого товара и перестала отвечать на телефонные звонки. По данным «Уралалко», бывший партнер находится в предбанкротном состоянии, что и стало причиной обращения в суд.

«Уралалко» – не единственный поставщик алкогольной продукции, который столкнулся с задержками оплаты со стороны оптовых компаний. По словам генерального директора ОАО «Сарапульский ликероводочный завод» (СЛВЗ) Александра Ессена, перебои в расчетах случались у партнеров и прежде, но в последние два месяца проблема обострилась: «Как правило, должники объясняют формирование задолженности тем, что обременены расчетами по банковским кредитам». Назвать конкретные компании, которые не оплачивают поставки с завода, г-н Ессен отказался, назвав вопрос некорректным, но признал, что среди прочих СЛВЗ сотрудничает с одной из дочерних компаний пермского ООО «Норма».

«У нас очень жесткое правило: нет оплаты – нет отгрузки», – сообщает заместитель директора по маркетингу и продажам ОАО «Глазовский ликероводочный завод» Вячеслав Чубуков. «Мы работаем с узким кругом проверенных оптовиков, они это правило знают, поэтому данная проблема для нашего предприятия не очень характерна. Что касается «Нормы» – мы продолжаем им отгрузку продукции, поскольку у компании есть недвижимость, которая сможет в крайнем случае обеспечить их обязательства», – уточняет он.

«Ситуация в отрасли в целом достаточно здоровая», – утверждает генеральный директор группы компаний «Норман-Виват» Вадим Юсупов. По его словам, продажи алкогольной продукции, как всех продуктов питания, за последние месяцы в среднем уменьшились на 10 %, что для данного сегмента рынка некритично. Соответственно снизились объемы у производителей, увеличились сроки расчетов, но положение остается стабильным, в отличие от многих других секторов экономики. «Что касается «ОмегаОпт Трейд», по моим данным, собственники этой крупной компании активно вкладывали средства в ресторанный бизнес и девелопмент. Сроки окупаемости проектов не совпадали, так что «Омега» имела все шансы попасть в сложную ситуацию – кризис лишь ускорил процесс», – считает г-н Юсупов.

«Цепочка неплатежей начинается в розничном сегменте. Многие мелкие магазины закрылись», – утверждает исполнительный директор Северо-Западного альянса участников алкогольного бизнеса «АЛБИ» Дмитрий Хохлов. По его словам, в центральных регионах России проблема неплатежей особенно остро стояла в октябре – декабре прошлого года и сейчас ситуация стабилизировалась. Особо тяжелое положение тогда было с взаиморасчетами оптовиков и розничных сетей, где отсрочки платежей порой составляли немыслимые 60–90 дней. Производителям даже пришлось пойти на товарное кредитование оптовиков с тем, чтобы они могли выполнять заключенные договоры с сетями. «Хотя долго продолжаться это, конечно, не может, ведь, не получая денег за свой товар, производители не могут расплачиваться по акцизам, а это уже грозит отзывом лицензии», – сообщает эксперт.

Поделиться:
Все новости компаний