Газета
 27 апреля 2009, 13:20   1304

Тест-драйв для клиента

Дефицит ликвидности вынуждает банки вводить льготы по РКО в надежде на приток клиентов. Эксперты сомневаются в эффективности таких мер. Банкиры обращают внимание, что потребитель получает реальную возможность снизить собственные затраты.
Автор: Кирилл Перов

В настоящее время сразу несколько банков, работающих на территории Пермского края, проводят акции по льготному открытию расчетных счетов для юридических лиц и дальнейшему расчетно-кассовому обслуживанию (РКО). В частности, Пермский филиал ЮниКредит Банка предлагает бесплатно открыть счет, «Петрокоммерц» плюсом к этому – не взимать плату за его ведение в течение срока действия специального предложения. Абсолют Банк проводит акцию не только по бесплатному открытию счета, но и в течение полугода с этого момента будет осуществлять платежи по поручениям без комиссий. Схожее по условиям предложение действует в пермском Экопромбанке.

Собеседники «bc» из числа банкиров сходятся во мнении, что к проведению подобных акций кредитные организации подтолкнул дефицит ликвидности. Эксперты издания сравнивают период льготного рассчетно-кассового обслуживания с тест-драйвом. «Смысл акций, связанных со снижением стоимости открытия счета, заключается в стимулировании нового клиента оценить уровень сервиса в банке без дополнительных расходов», – уверен Виктор Старков, управляющий ФКБ «Петрокоммерц» в г. Перми.

Впрочем, не все эксперты уверены в эффективности акций по привлечению клиентов льготными условиями рассчетно-кассового обслуживания. «Такие акции позволяют решить локальные проблемы с количеством клиентов и ресурсами. Однако одновременно банк лишается части операционных доходов, составляющих значимую часть всех доходов кредитной организации», – считает Александр Шишмагаев, директор Пермского филиала СДМ-банка. Банкир полагает также, что вероятность того, что клиенты банка, пришедшие по акции, воспользуются и другими услугами банка, кроме РКО, невелика: «Например, выбор кредитной организации для размещения депозита будет основываться прежде всего на доходности, предлагаемой тем или иным банком, а не на том, открыт в ней расчетный счет или нет».

Однако кредитные организации, предлагающие клиентам льготный период обслуживания, довольны эффективностью подобных акций.

Виктор Старков:

– Прежде всего, увеличение числа клиентов приводит к увеличению ресурсной базы уже в краткосрочной перспективе. Впоследствии клиент переходит на стандартные тарифные планы и банк получает свои стандартные комиссии: за ведение расчетного счета, за проведение платежей и т.д.

По оценкам экспертов, выигрыш клиентов банка в случае участия в акции измеряется тысячами рублей, что объективно не так значительно для бизнеса. Однако, по мнению Виктора Старкова, клиенту проще открыть счет в банке, не оплачивая комиссий за открытие счета, – и этим объясняется эффективность таких акций.

Другой вариант привлечения клиентов при помощи удешевления РКО выбрал Сбербанк. В апреле банком был введен новый тарифный план «Альтернативный», по условиям которого открытие счета осуществляется за ту же плату, однако его дальнейшее обслуживание существенно дешевле. Особенность этого тарифного плана – возможности удаленного обслуживания клиентов, например кассовое обслуживание с помощью автоматических сейфов.

Стремление всех банков сместить акцент на удаленное обслуживание клиентов очевидно. Многие из них подключают организации к системам «Банк-Клиент» или «Интернет-Банк» бесплатно и вне специальных акций, осуществление платежей по электронным платежкам нередко в разы дешевле, чем по платежкам на бумажных носителях. Иногда тарифы на обслуживание последних носят фактически запретительный характер, формально банк оставляет в своей продуктовой линейке эту услугу, но фактически она вряд ли кем-то используется. В частности, за обслуживание платежного поручения, выданного на бумажном носителе, ЮниКредит Банк взимает 92 рубля, за обработку электронного поручения – 12 рублей. Более низкий уровень тарифов на обслуживание электронных платежей обусловлен не только стремлением банков увеличить долю последних, но и экономическими причинами. По словам Игоря Лушникова, директора управления корпоративных клиентов Западно-Уральского банка Сбербанка России, затраты на оформление платежных документов, отправляемых клиентами по системам электронного документооборота, в среднем в три раза ниже, чем если документы оформляются в бумажном виде.

По оценкам экспертов «bc», уже сейчас значительное число клиентов пользуются удаленными сервисами. По словам Александра Шишмагаева, в Пермском филиале СДМ-Банка таких клиентов большинство. В свою очередь Игорь Лушников оценил долю клиентов Западно-Уральского банка Сбербанка России, пользующихся системами «Интернет-Банк», «Банк-Клиент», как одну треть.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний