Газета
 27 апреля 2009, 13:20   1202

Бизнесмены на селе

Бизнесмены на селе
Министр сельского хозяйства Пермского края – о старте проекта агрофраншиз, актуальности внедрения бизнес-технологий в сельских районах и решении проблемы занятости сельского населения.

Елена Ефимовна, проект краевого минсельхоза «Малые формы хозяйствования» предполагает привлечение к агробизнесу частных предпринимателей и производство новых видов продукции. Какие ниши сегодня считаются свободными?

– На протяжении долгих лет власти пытаются помочь жителям села стать бизнесменами, и сегодня этот процесс сдвинулся с мертвой точки. Фактически потенциальному предпринимателю нужно ответить на три ключевых вопроса: что производить, как и где сбывать. Ошибка может оказаться фатальной. Тем более что мелкий сельхозпроизводитель не анализирует рынок до выхода на него, игнорирует систему сбыта, пытается идти по пути традиционных технологий. Дополнительным осложняющим фактором является низкий интерес крупных торговых сетей к небольшим поставщикам из-за сложностей логистики. Путь же развития бизнеса по агрофраншизе максимально упрощает процесс «входа» и сокращает сроки окупаемости.

Итак, для начала мы попытались проанализировать, какие сельхозпродукты в данный момент считаются дефицитными либо могут рассматриваться как претенденты на замещение импортных аналогов. Для примера возьмем мясную продукцию: сейчас в данном сегменте массово представлена говядина, свинина и кура. Однако диетическое мясо кроликов, на которое есть колоссальный спрос как потребителей, так и торговых сетей, в данный момент не поставляется в магазины Прикамья в необходимом объеме. Точно так же нет утки, гусей, индюшек, баранины. Все вышеперечисленное – свободные ниши, и их надо занимать.

Как сегодня работает схема по предоставлению агрофраншиз в Пермском крае?

– Во-первых, необходимо сразу обозначить, почему выбран именно франчайзинг как инструмент развития бизнеса на селе. Например, сегодня средний производитель по кролиководству поставляет около 100 килограммов мяса ежемесячно. Однако перед реализацией нужно провести процедуру убоя, что накладно для малого бизнеса: требуется специальный цех с действующими сертификатами на осуществление такого рода деятельности. Эту задачу берет на себя маточное предприятие, имеющее договоры сбыта с торговыми сетями. Фактически агрофраншиза представляет собой бизнес-план по производству определенного вида сельхозпродукции, с установленными сроками окупаемости и высокой доходностью. Важную роль здесь играет посредническая функция Минсельхоза в цепочке – производитель – товар – торговые сети – потребитель – доверие ритейлеров к государственной структуре выше, чем к мелким поставщикам.

Какие виды агрофраншиз предлагаются сегодня? Какова начальная стоимость проектов?

– В данный момент Минсельхозом предлагаются две франшизы по кролиководству, по одной на разведение пчел, страусов, индюков, перепелов. Например, в сфере страусоводства работает уже 8 человек, и это число будет расти. В стадии разработки – агрофраншизы по производству баранины и садковому разведению форели.

Стоимость агрофраншиз сегодня варьируется в размере от 100 до 420 тыс. рублей в зависимости от вида продукции. В качестве дополнительных мер поддержки в бюджет края заложены средства на субсидирование части затрат на приобретение франшиз. Также действуют поручительства Пермского центра развития предпринимательства по кредитам, выдаваемым на нужды такого рода.

Какие трудности могут ожидать потенциальных франшизодержателей?

– На самом деле большая часть рисков лежит на маточном предприятии. Единственное, что ставит на карту инвестор, – денежные средства, но без этого риска не бывает бизнеса. Самая главная потенциальная трудность – в продвижении товаров после того, как рынок начнет насыщаться. Например, сейчас страусоводство востребовано в любых объемах, предлагаемых производителями. А вот по перепелам (прежде всего по яичной продукции) – ситуация несколько иная, и уже сейчас мы задумываемся над тем, как увеличить спрос.

Суть работы по агрофраншизе подробно объясняется на семинарах Минсельхоза, организуемых для желающих начать свое дело в сегменте мелкотоварного сельскохозяйственного производства.

Какие основные задачи призван решить проект по агрофраншизам?

– Я считаю, в первую очередь данный проект способен стать альтернативой потребительской сельхозкооперации. Прежняя система сбыта продукции мелкими хозяйствами на селе не оправдала надежд, которые на нее возлагались. Новый подход к сбыту открывает перед малым производителем широкие горизонты. Кроме того, решается проблема занятости сельского населения. И еще один немаловажный аспект – на прилавках краевых магазинов появится уникальная продукция, причем в свежем, а не замороженном виде.

При работе по агрофраншизе предпринимателю предоставляется все необходимое – технология, оборудование, место, материалы, так же происходит утилизация помета.… Остается только трудиться!

Поделиться: