Газета
 27 апреля 2009, 13:20   1247

Розничный дисконт

Розничный дисконт
Региональные сельхозпроизводители снижают цены. Впрочем, в магазинах цифры на ценниках по-прежнему растут.

По итогам января – марта 2009 года официальная статистика зафиксировала снижение среднего уровня цен производителей сельхозпродукции на 1,2 % к уровню декабря. По итогам квартала цены по большинству товарных групп сельскохозяйственной продукции либо снизились, либо если и выросли, то не более чем на 3 %.

Наиболее ярко эта тенденция проявилась в марте: только за этот месяц отпускные цены сельхозпроизводителей на овощи сократились на 10,3 %, на яйца – на 8,7 %. В течение марта происходило снижение цен на растениеводческую и животноводческую продукцию, индексы цен по этим группам товаров составили 99,7 % и 97,4 % соответственно, совокупно по сельскохозяйственной отрасли – 97,7 %. Такая дефляция означает резкий перелом ценовой динамики в сельском хозяйстве: как по итогам первого квартала 2008 года, так и по итогам прошлого года в целом ситуация была иной, цены на продукцию отрасли росли. Так, отпускные цены на упоминавшееся молоко и овощи в январе – марте 2008-го выросли почти на треть.

Происходящее – вынужденный шаг производителей, следствие кризиса, уверен Максим Исакин, заведующий центром прикладной экономики ПФ ГУ-ВШЭ. «Сегодня, с одной стороны, мы наблюдаем снижение покупательной способности населения. С другой – ритейлеры пытаются увеличить объем продаж за счет предложения более дешевой продукции, а пищевая промышленность – за счет поиска более дешевого сырья. В этих условиях сельхозпроизводителям приходится идти на существенные уступки по цене», – считает эксперт «bc».

Единственным сельскохозяйственным товаром, динамика цен на который идет вразрез с общей тенденцией, является картофель. Если по итогам прошлого года его цена фактически не изменилась (индекс составил 100,68 %), то по итогам января – марта 2009-го его отпускная цена увеличилась на 42,6 %. По мнению Максима Исакина, это следствие проектов по продвижению региональной продукции. «Сама идея «Пермской картошки» позитивна, однако средний уровень цен на соответствующую продукцию в регионе при этом растет. Сети поддерживают эту акцию, при этом с их полок вытесняется дешевая картошка из соседних регионов, кроме того, политика ценообразования на саму пермскую картошку не представляется взвешенной», – констатирует г-н Исакин.

Снижение цен производителей сказалось и на конечных ценах продукции в магазинах. В частности, если в январе – марте прошлого года индекс потребительских цен по молоку и молочной продукции составил 115,6 %, то в том же периоде текущего года – 100,6 %. Впрочем, влияние ценовой ситуации в производственной сфере дошло до потребительского рынка с определенным дисконтом. Дефляция по молоку и яйцам привела не к удешевлению соответствующей продукции на полках магазинов, а лишь к замедлению роста потребительских цен. В результате индекс цен на продовольственные товары по итогам квартала составил 106,1 %, что ниже показателя за тот же период прошлого года. По мнению Максима Исакина, такое запаздывание формируется «благодаря» ценообразованию оптовых и розничных компаний.

Одновременно ситуация снижения отпускных цен в сельскохозяйственной отрасли позволяет предприятиям пищевой промышленности и торговли снижать отпускные цены, лишь незначительно теряя в рентабельности. Напомним, ранее ряд предприятий пищевой промышленности Прикамья, использующих в качестве сырья продукцию регионального сельского хозяйства, объявили о снижении оптовых цен или их замораживании. Кроме того, 20 апреля в крупнейших торговых сетях Перми стартовала акция «Социальная цена». В ее рамках цены на ряд продуктов, в том числе производимых в крае с использованием местного сырья, будут снижены в среднем на 5–30 % в зависимости от сети и товара.

Поделиться:
Все новости компаний