Газета
 20 апреля 2009, 13:20   1087

Залог развития

Залог развития
Председатель Западно-Уральского банка Сбербанка России Владимир Верхоланцев – об особенностях 2009 года, банковской сфере Пермского края и конкурентных преимуществах.
Автор: Кирилл Перов

Владимир Афонасьевич, российская экономика, банковский сектор завершили первый квартал 2009 года, а значит, уже можно делать определенные выводы о тенденциях, которые сегодня доминируют на рынке. Как Вы оцениваете нынешнюю экономическую ситуацию? Есть ли какая-то специфика банковского сектора Прикамья по сравнению с другими регионами?

– Сегодняшняя ситуация характеризуется системными проблемами всей региональной экономики. Финансовый сектор не является исключением. Большинство банков сталкиваются с одними и теми же проблемами: все возрастающие кредитные риски приводят к росту просроченной задолженности, по мере углубления кризиса снижаются объемы банковского кредитования реального сектора экономики и населения, в условиях продолжающегося дефицита ликвидности продолжает увеличиваться стоимость привлечения средств.

На деятельность банков серьезно влияет отраслевая структура экономики края, которая имеет ярко выраженную производственную направленность (машиностроение, химия, металлургия и т. д.). Эти отрасли наиболее сильно пострадали от кризиса (по некоторым крупным предприятиям региона спад производства составил до 70 %). Соответственно негативные тенденции в экономике находят прямое отражение и в банковском секторе.

До наступления финансового кризиса политика филиалов иногородних банков, обладающих достаточной ресурсной базой, в основном была направлена на наращивание кредитных портфелей в Пермском крае. Сейчас ситуация коренным образом изменилась, главный приоритет для всех – это ликвидность. Банки ужесточают требования к заемщикам, сворачивают кредитные программы и повышают процентные ставки по вкладам.

Что касается специфики банковского сектора Пермского края, то, пожалуй, следует отметить незначительное число региональных банков – их всего 6 против 73 действующих кредитных организаций других регионов.

На рынке вкладов населения в связи со стабилизацией курса рубля интерес вкладчиков к валютным депозитам постепенно стихает, население больше начинает интересоваться рублевыми продуктами.

Недостаток пассивной базы спровоцировал рост конкуренции между банками и на рынке привлечения средств корпоративных клиентов.

Какие направления деятельности банка в 2009 году являются приоритетными и почему?

– С учетом сложившейся экономической ситуации перед учреждениями Сбербанка России в первую очередь ставится задача по сохранению качества кредитного портфеля. Являясь крупнейшим банком на территории Западного Урала, привлекающим основную часть средств населения в региональную банковскую систему, мы должны заботиться о надежности вложенных средств. При этом банк, как и прежде, будет осуществлять кредитование реального сектора, ведущих предприятий и ключевых отраслей экономики. Определенная поддержка будет оказана предприятиям малого бизнеса, составляющим основу клиентской базы банка. С принятием Стратегии развития Сбербанка России до 2014 года банком взят курс на построение клиентоориентированной модели развития. В настоящее время реализуются крупномасштабные преобразования всей системы Сбербанка России, направленные на повышение качества и скорости обслуживания клиентов как за счет внедрения новых банковских технологий, так и за счет оптимизации существующих бизнес-процессов. Эти изменения позволят банку наилучшим образом воспользоваться своими конкурентными преимуществами – обширной клиентской базой, широкой сетью точек продаж, сильным брендом и высокой степенью доверия населения и станут залогом дальнейшего успешного развития.

Вопрос, напрямую связанный с качеством обслуживания. В одном из интервью Вы говорили, что Сбербанк ставит задачу изменить образ банка с постоянными очередями. Как Вы оцениваете происходящие сегодня перемены?

– Современный банк должен дать возможность своим клиентам абсолютное большинство операций совершать без визита в офис. Именно поэтому сегодня для Сбербанка принципиальным является развитие альтернативных каналов обслуживания. Электронные сервисы, терминалы самообслуживания, расчеты через систему «Интернет-Банк», автоматические сейфы… Современные технологии должны стать для клиентов привычным делом, ведь это намного более удобно, чем приходить в подразделения банка с платежными документами. И мы уже видим, как растет интерес к дистанционному обслуживанию: например, только за 2008 год число корпоративных клиентов Западно-Уральского банка Сбербанка, пользующихся системой Интернет-Банк, выросло на 10 тысяч компаний.

Какие банковские услуги представляются клиентам Сбербанка привлекательными именно в сегодняшних условиях?

– Сбербанк России в 2009 году приступил к активному наполнению вкладной линейки новыми продуктами. Они позволяют клиентам подойти к сбережениям с учетом текущей рыночной ситуации и своих ожиданий. Жители Пермского края первые после столицы оценили возможность обслуживания через Интернет от Сбербанка России. Теперь совершить платежи можно, не выходя из дома и даже находясь в поездке, с помощью мобильного телефона с выходом в Интернет.

Традиционное обслуживание в офисах банка также стремительно развивается, почти каждая третья операция по счетам проводится не по месту открытия счета. Это стало возможно благодаря развитию услуги «Зеленая улица», которая к марту этого года объединила офисы банка всего Пермского края.

Банк по-прежнему выступает надежным партнером для перечисления пенсии, заработной платы, стипендии и других доходов, а также приходит на помощь клиентам для поддержки близких, знакомых, коллег быстрыми блиц-переводами.

Для корпоративных клиентов банка, испытывающих в сегодняшних условиях проблемы с задержками платежей, а зачастую и неплатежами контрагентов по договорам, очень актуальным является использование аккредитивов Сбербанка России как наиболее защищенной формы расчетов для продавца (получателя) и покупателя (плательщика).

Для удовлетворения потребностей клиентов в сокращении финансовых и временных издержек, а также повышения мобильности управления бизнесом банк предлагает сегодня комплекс услуг «Свобода управления», который позволяет клиенту получать высококачественное банковское обслуживание без посещения учреждений банка. В комплекс «Свобода управления» входят услуги электронного документооборота («ИнтернетБанк», «Клиент-Банк»), сервис «Голосовой информатор», система «Контроль исполнения бюджета», услуга «Электронный инкассатор», а также зарплатные карточные проекты, корпоративные банковские карты и прием банковских карт к оплате предприятиями торговли и сферы услуг.

Сегодня, во время нестабильной финансовой ситуации, особенно важным является грамотное управление финансами предприятия, своевременное направление его денежных потоков. Западно-Уральский банк Сбербанка России предоставляет клиентам систему «Корпоративного казначейства», которая подразумевает под собой комплекс услуг для корпоративных клиентов, при этом продукты «Корпоративного казначейства» могут быть скомпонованы под конкретную финансовую схему управления.

Сбербанк меняется с точки зрения политики привлечения вкладов, приносит ли это результаты?

– Вкладная политика Сбербанка России отражает изменения рынка и экономической конъюнктуры. В 2009 году во вкладной линейке появились три новых продукта. Новые предложения позволяют клиентам выбирать вариант сбережений согласно своим представлениям о дальнейшем развитии событий в экономике. Один вид вклада позволяет через полгода, в случае повышения ставок, выгодно переложить средства на более доходный вид депозита. Другое предложение позволяет зафиксировать по вкладу высокую процентную ставку на длительный срок, до трех лет. Такие адаптивные меры не могут не приносить результатов, это подтверждает и статистика: еженедельно клиенты Западно-Уральского банка Сбербанка России открывают более полутора тысяч счетов по новым видам вкладов на сумму более 160 млн рублей. Это позволяет банку наращивать ресурсную базу в необходимом для развития бизнеса объеме.

Удается ли банку держать на минимальном уровне показатель просроченной задолженности по кредитам?

– Западно-Уральский банк Сбербанка России всегда придерживался консервативной кредитной политики. По состоянию на 1 января 2009 года удельный вес просроченной задолженности в кредитном портфеле составил 0,56 %.

Предпринимаемые меры по усилению обеспечения кредитов, оценке финансового состояния потенциальных и действующих заемщиков позволили минимизировать кредитные риски и поддерживать качество кредитного портфеля банка на достойном уровне.

В апреле начала действовать государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам. Сбербанк уже выдал первые кредиты по этой программе?

– На сегодня в банк поступило порядка 250 заявлений от желающих получить такой кредит, они находятся на рассмотрении, а по 20 заявкам решение уже принято, и люди приобрели автомобили. По данной программе желающие приобрести данные виды автомобилей действительно получают значительные льготы. Думаю, программа вызовет интерес со стороны многих жителей региона, ведь фактически сегодня люди могут приобрести автомобиль по ставке всего 6,33 %. В нынешних условиях предложение очень и очень достойное. Хочу обратить внимание, что пока государство не определило лимиты по субсидированию кредитов на отдельные регионы, и сейчас все зависит от инициативы людей, желающих приобрести автомобили, участвующих в программе.

Как часто возникают проблемы с корпоративными заемщиками? Удается ли находить общий язык в вопросах реструктуризации кредита? Выступал ли Сбербанк в качестве истца с требованиями банкротства той или иной компании?

– Сбербанк России принял ряд мер, направленных на поддержание своих заемщиков, предоставив им возможность реструктуризации ссуд при условии удовлетворения требованиям банка к финансовому состоянию и кредитной истории, а также наличия четкого бизнес-плана на период действия реструктурируемой задолженности. Заемщикам, соответствующим вышеуказанным критериям, банк предоставляет отсрочку в погашении основного долга с одновременным увеличением срока действия кредитного договора и соответствующим пересчетом (уменьшением) суммы ежемесячных платежей по кредиту. Мы уверены, что применение такого подхода к реструктуризации ссудной задолженности позволит оказать существенную поддержку заемщикам, снизить негативное влияние финансового кризиса на их бизнес. Мы понимаем возникающие проблемы каждого нашего клиента и готовы вместе искать пути дальнейшего развития. Мы заинтересованы не в банкротстве фирм, а, напротив, в успешном ведении дел нашими партнерами.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний