Газета
 20 апреля 2009, 13:20   1307

Кризис способствует

В Перми получил развитие рынок автоломбардов. Возможно, вскоре на рынке появится новый игрок.
Автор: Кирилл Перов

В компании «Уралавтоимпорт» обсуждаются планы по организации собственного автоломбарда. Об этом «bc» сообщил Михаил Жмаков, директор по продажам ЗАО «Уралавтоимпорт». «Сейчас мы рассматриваем разные способы привлечения дополнительных клиентов. Уже внедрена технология комиссионной продажи автомобилей, в настоящее время обсуждаются условия, на которых заработает схема их прямого выкупа. После этого будет приниматься решение относительно открытия в рамках группы компаний своего автоломбарда», – пояснил он. По словам топ-менеджера, в Москве при ряде крупных автосалонов уже существуют автоломбарды и опыт их работы позитивен.

В настоящее время пермский рынок автоломбардов находится в стадии формирования: число его участников не превышает пяти. По словам топ-менеджера одного из ломбардов, пожелавшего остаться неназванным, неспециализированные ломбарды редко принимают в залог автомобили, хотя закон их никак в этом не ограничивает. «Мы работали с автомобилями несколько лет назад, но теперь прекратили эту практику. Несовершенство законодательства делает реализацию автомобиля в случае невозврата кредита делом долгим и трудным. Дела рассматриваются в суде, но даже в случае принятия позитивного решения получить деньги непросто», – отмечает эксперт. Впрочем, кроме собственно ломбардов на рынке работают компании, занимающиеся аналогичной деятельностью, но ломбардами не являющиеся. «По закону специализированные учреждения не имеют права заниматься иной деятельностью, кроме ломбардной. Однако закон не запрещает выдавать займы, одновременно оформляя соглашение о залоге, не являясь ломбардом», – отмечает эксперт «bc» из числа игроков рынка.

Условия отдельных автоломбардов Перми почти не отличаются друг от друга. В большинстве случаев сумма кредита составляет 50 % оценочной стоимости автомобиля под 10 % в месяц. Максимальный срок кредита, как правило, не ограничен: первоначально он устанавливается на 1 месяц, затем должны быть выплачены проценты, после чего он может быть продлен еще на месяц. Кроме собственно процентов в большинстве случаев заемщику придется оплачивать стоянку, на которой будет находиться автомобиль (50 рублей в сутки).

Как отметил руководитель одного из автоломбардов, пожелавший остаться неназванным, чаще всего предметом залога являются автомобили высокой ценовой категории. В залог автоломбардам передаются не только легковые, но и грузовые машины. Доля невозврата по кредитам автоломбардов составляет порядка 20–30 %.

Следует отметить, что условия пермских автоломбардов в целом совпадают с условиями аналогичных компаний в соседнем Екатеринбурге. В Москве процентная ставка по кредитам автоломбардов существенно ниже и составляет порядка 4 % в месяц.

В то же время, по словам Михаила Унксова, президента Лиги ломбардов (Москва), условия автоломбардов существенно отличаются от параметров кредитования ломбардов общего профиля. «Если в случае залога золота заемщик получает до 95 % его рыночной стоимости, то при залоге автомобиля – не более 50 %. В то же время процентная ставка автоломбардов существенно ниже: от 4 % в Москве до 10 % в регионах, тогда как при залоге золота процент по кредиту находится на уровне 10 % в месяц. Это связано с более низким уровнем операционных расходов», – констатирует специалист.

Эксперты «bc» уверены, что перспективы развития рынка позитивны. По оценкам Михаила Унксова, рынок города-миллионника способен «переварить» до двух десятков автоломбардов. По словам экспертов, основными клиентами автоломбардов станут частные предприниматели, малый и средний бизнес.

Вместе с тем сегодня рыночная ситуация способствует дальнейшему развитию рынка ломбардного кредитования под залог автомобилей. Другие способы привлечения средств на развитие бизнеса или для личных нужд сейчас почти не работают: финансисты отмечают существенное сокращение объемов выдаваемых банковских кредитов, вторичный рынок автомобилей сильно сократился в объемах. По словам Виталия Вьюгова, менеджера отдела продаж trade in компании «Верра Моторс», к настоящему моменту количество сделок на вторичном рынке сократилось по сравнению с летом примерно в три раза. Кроме того, отмечает эксперт, продажа автомобиля в условиях существенного роста цен на новые модели надолго лишит владельца возможности снова оказаться за рулем. Совокупность этих факторов в последние месяцы привела к притоку клиентов в автоломбарды: по оценкам Михаила Унксова, прирост их числа составил порядка 10–15 %.

Финансовый кризис сказался и на самих автоломбардах. Собеседники «bc» из числа игроков рынка отмечают, что основным источником их средств является банковское кредитование, а его объемы сегодня сокращены. Вместе с тем, считает Михаил Унксов, кредитование ломбардов сократилось в объемах не так значительно, как компаний других профилей. «Любой кредит ломбарду обеспечен залоговым имуществом, поэтому они одни из самых удобных заемщиков для банков», – уверен эксперт.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний