Газета
 13 апреля 2009, 13:20   1959

Карточные пассажиры

Ак Барс Банк заявил о своем намерении выступить инвестором проекта по автоматизированной оплате проезда в общественном транспорте Перми. Другие банки готовы составить ему конкуренцию.
Автор: Кирилл Перов

Банк «Ак Барс», создавший в Казани автоматизированную систему оплаты проезда в общественном транспорте, заявил о намерении выступить инвестором внедрения аналогичной системы в Перми.
Ранее об интересе к реализации подобного проекта заявляли в Западно-Уральском банке Сбербанка России и Камабанке.
В департаменте дорог и транспорта Перми «bc» заявили, что в настоящее время ведется работа по отработке механизма автоматизированной системы оплаты проезда. «Мы готовы сотрудничать с разными банками и на данный момент продолжаем вести с ними переговоры», – сказала пресс-секретарь департамента дорог и транспорта администрации Перми Анастасия Радостева.
В Камабанке «bc» рассказали, что уже достаточно длительное время занимаются изучением рынка автоматизированной оплаты проезда в разных регионах России. «Мы ознакомились с действием аналогичной программы в Казани, Тюмени и Челябинске. Там банки выпустили транспортные карты, аналогичные банковским, с помощью которых и оплачивается проезд», – говорит председатель правления Камабанка Наталья Мельник.
По закону выбор партнера для реализации проекта администрация должна осуществить на конкурсной основе.
Прозрачность отношений. Аналогичный проект в Казани стоил «Ак Барсу» 160 млн рублей, заявил начальник пресс-службы банка Ришат Хамидуллин. Наталья Мельник предположила, что стоимость в Перми может варьироваться от 2 млн до нескольких сотен миллионов рублей. «Все зависит от того, как подготовится каждый из участников – банки, администрация города и сами перевозчики», – отмечает она. Эксперт полагает, что у всех уже проработана база для выхода на рынок.
Уже сейчас эксперты отмечают плюсы будущего проекта. «Основной плюс в том, что водитель и кондуктор не будут иметь доступа к наличным деньгам», – поясняет г-н Хамидуллин. Правда, в пресс-службе «Ак Барса» полагают, что это не заставит перевозчиков отказаться от услуг кондукторов. Аналогичное мнение высказал и директор НП «Автоликон» Игорь Сасунов, который объяснил схему действия будущей системы: «У кондуктора будет считывающее устройство, работающее по принципу безналичного расчета для карт Visa. Отказываться от услуг кондуктора не имеет смысла – сознательность людей не находится на том уровне, чтобы пассажир зашел в автобус и самостоятельно оплатил проезд. Моисей евреев по пустыне 40 лет водил. Вот и мы, пока народ не приучим самостоятельно оплачивать проезд, будем его приучать».
В целом Игорь Сасунов оценивает идею автоматизации очень высоко, предрекая, что она снимет напряженность во взаимоотношениях на этом рынке: «Наконец закончится противостояние администрации города и самих перевозчиков, которые не могли поделить деньги бюджетников. После введения системы все перевозчики Перми будут в режиме онлайн получать информацию о том, где и сколько пассажиров село в автобус. Эта система поставит все точки над i, и отношения между сторонами наконец станут максимально прозрачными». Аналогичное мнение высказала и Наталья Мельник: «Транспортная карта дает точные подсчеты и решает вопрос».
Платить меньше. По мнению Натальи Мельник, ввод в эксплуатацию транспортных карт позволит удешевить стоимость проезда: «Высокие технологии должны привести к сокращению себестоимости поездки, при условии что цены на другие компоненты, например на топливо, рабочую силу, никак не изменятся». Ришат Хамидуллин с коллегой согласен. Однако в самом департаменте дорог и транспорта администрации Перми «bc» заявили, что введение электронной системы платежей в общественном транспорте никак не связано со стоимостью проезда. «В перспективе эта система выступает как определенный механизм для принятия принципиально новой системы тарифообразования», – подытожила Анастасия Радостева.
До конца апреля городская администрация рассмотрит все аспекты будущего проекта, однако эксперты уверены: в первое время система будет работать только для льготников, позже очередь дойдет и до остальных пассажиров.

КОММЕНТАРИЙ

Глава г. Перми Игорь Шубин:
– Мы еще будем изучать опыт Тюмени и Казани. Что дает электронная система? Она позволяет нам точно понять, сколько человек пользуется общественным транспортом, каково соотношение различных категорий – студентов, школьников, пенсионеров. Благодаря электронной системе мы сможем более четко принимать управленческие решения по вопросу компенсаций перевозчикам.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний