Газета
 06 апреля 2009, 13:20   1658

Чем больше, тем хуже

Чем больше, тем хуже
В начале 2009 года собираемость платежей за услуги ЖКХ составила почти половину от начисленных сумм. Эксперты отмечают, что в первую очередь население «отлынивает» от оплаты дорогостоящих услуг и платит по долгам тем компаниям, которые могут отключить рубильник.

По данным НП «Ассоциация управляющих компаний», анализ поступления платежей за жилищно-коммунальные услуги в Перми в январе 2009 года показал резкое уменьшение его уровня на 49 %. В ассоциации отметили, что в начале года этот показатель снижается всегда, но нынешнее падение выше прошлогоднего.

В 2008 году средний годовой уровень собираемости платежей по УК ассоциации составлял не менее 85 %, а по многим компаниям он превысил 90 %.

Показательна будет ситуация, которая сложится по итогам первого квартала, однако предварительный анализ платежей за февраль текущего года по УК – членам ассоциации подтверждает тенденцию падения уровня собираемости, который, по предварительным подсчетам, составил чуть более 60 %, утверждают в объединении.

По данным администрации Перми, в настоящее время из 67 управляющих муниципальным жилищным фондом компаний около 20 % имеют крупную кредиторскую задолженность перед поставщиками тепла. В большинстве своем УК объясняют создавшееся положение неплатежами со стороны населения и разночтениями в методике начисления платы за предоставленные услуги.

Отдельные платежки. По платежам, которые потребители перечисляют компаниям напрямую, ситуация более оптимистична. Эксперты связывают этот факт с тем, что договоры поставки заключаются отдельно от комплекса ЖКУ и законодательство РФ позволяет отключать злостных неплательщиков.

Так, по словам начальника абонентской службы ООО «Пермрегионгаз» Эдуарда Жигалова, собираемость платы за пользование природным газом с населения в январе-феврале 2009 года не только не уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но, напротив, показала прирост. В прошлом году жители края оплатили практически 100 % поставленного газа: из 611 млн рублей, предъявленных компанией пермякам, было собрано 605 млн рублей. Г-н Жигалов рассказал «bc», что, по законодательству РФ, поставщик газа имеет право ограничить его доступ потребителям, имеющим задолженность за три и более месяцев.

Кроме того, в «Пермрегионгазе» пояснили, что уровень собираемости платы за газ носит сезонный характер: деньги активно поступают перед началом нового года, в январе-феврале и весной, перед началом дачного сезона, когда жители вносят авансовые платежи за летние месяцы.

Помимо газовиков в более выигрышном положении, нежели управляющие компании, оказались энергетики. В ОАО «Перм-
энергосбыт» «bc» объяснили, что в случае неоплаты электроэнергии в течение двух и более месяцев компания также имеет право ограничить поставку электричества в квартиру, а это, по мнению специалистов, является серьезным механизмом воздействия на должников.

Без изменений. Снижения уровня абонентской платы не ощутили домофонные компании. В ООО «Домофон-сервис» «bc» объяснили, что количество должников компании всегда составляло 15–20 %, такая же тенденция сохраняется и сейчас. На данный момент годовая сумма платежа за пользование домофоном – порядка 250–400 рублей, а это вполне подъемная сумма для населения даже в условиях кризиса, уверены в компании. Аналогичного мнения придерживаются и другие организации, занимающиеся установкой и обслуживанием домофонов в городе.

Достаточно уверенно чувствуют себя телефония и Интернет. Так, в Пермском филиале электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» отметили, что рынок постепенно «съеживается», но компания не отмечает существенного падения интереса к услугам связи, а фиксированная и мобильная телефония пользуется спросом на уровне прошлого года. В январе-феврале текущего года объем потребления услуг связи в сравнении с показателями 2008 года не снизился, абоненты оплатили более 90 % предъявленных начислений. Недобор коммерческий директор пермского филиала компании Илья Васкецов объясняет снижением платежной дисциплины юридических лиц. «Есть задержки поступления денежных средств от некоторых бюджетных организаций, которые в первом квартале этого года проводят кампании по заключению годовых государственных контрактов, а также вынуждены переверстывать бюджеты в связи с необходимостью оптимизации затрат. Убеждены, что это временное явление», – объясняет эксперт.

Что касается услуг широкополосного доступа в Интернет по технологии DSL, то рынок в начале 2009 года продолжает демонстрировать устойчивый рост подключений и увеличение объемов потребления на 50 %, утверждают в компании.

На чем будут экономить. Прогнозы специалистов по уровню собираемости денег за различного рода услуги с населения в текущем году отличаются. Так, по данным Ассоциации управляющих компаний, падение платежей даже до 70 % в среднем в году, безусловно, негативно скажется на всем рынке ЖКХ и на работе управляющих компаний в целом.

В «Пермэнергосбыте» также отметили, что в случае дальнейшего снижения уровня доходов населения риск роста задолженностей вполне вероятен: «Практика показывает, что люди быстрее готовы отказаться от оплаты услуг ЖКХ и энергетиков, нежели, например, от погашения кредитов».

Поделиться:
Все новости компаний