Газета
 30 марта 2009, 13:20   1133

Обычная работа

Обычная работа
Экономический кризис приводит к сокращению финансирования культуры, однако вместе с тем усиливает ее позиции в обществе.
Автор: Кирилл Перов

Любое изменение в экономике и политике предполагает изменение взаимоотношений людей и культуры. Пример тому мы наблюдаем прямо сейчас, причем это взаимодействие идет по двум направлениям.

С одной стороны, экономический кризис влияет на финансовую сторону. В период кризиса, когда спонсорская помощь пусть и не исчезает совсем, но существенно сокращается, а государственное финансирование становится ограниченным, музеи оказываются вынужденными пересматривать свои планы. Скажу про пермскую галерею: если раньше все наши выставки делались с привлечением спонсорской помощи, то теперь на нее можно рассчитывать не всегда. По этой причине у нас сорвалось несколько проектов, в первую очередь ресурсоемких, требующих затрат на транспортировку, страхование и дополнительное оборудование. Конечно, остаются партнеры, которые сохраняют свои обязательства. Так, например, сейчас готовится большая выставка, которая практически полностью делается на средства фонда «Новая коллекция». Но в целом реальность такова, что в этом году реализация крупных проектов вряд ли будет возможна, кроме тех, затраты на которые заложены в бюджете.

Однако есть и оборотная сторона медали: побочным эффектом кризиса становится изменение статуса культуры в обществе.

Пока экономика находилась на подъеме, активную культурную жизнь города замечали немногие. Теперь же в силу снижения активности в экономической сфере она выходит из тени. В отличие от банков и промышленных предприятий все институты культуры работают в обычном режиме, ведь мы напрямую не зависим ни от ипотечных кредитов, ни от курса валюты. Это наша обычная работа: репертуар театров по-прежнему обновляется, выставки открываются, в кинотеатрах идут премьеры.

Но, что особенно важно, меняется не только оценка напряженности культурной жизни города, меняется само восприятие культуры отдельным человеком и его потребность в ней. В обществе существует мода на карьерный рост и постоянное увеличение личных доходов, но в период кризиса эти устремления не всегда возможно реализовать. Так, например, изменение экономической ситуации приводит людей к необходимости пересмотра своих жизненных ценностей, а это в свою очередь к изменению культурных потребностей.

Чтобы справится со сложившейся ситуацией уже недостаточно просто веселья, тусовки – требуется обращение к более глубоким, серьезным вещам. А искусство как раз дает возможность переживать и сопереживать, возможность ярко воспринимать действительность, посмотреть на нее под иным углом – и именно это позволяет искусству стать точкой притяжения именно сейчас. Разумеется, с появлением проблем на работе люди не бросились в музеи и театры, однако ощущение, что прежних телесериалов и одноразовых книг уже недостаточно, появилось.

Как раз музей и дает возможность удовлетворить эти новые потребности и пережить кризис с помощью искусства. Причем речь идет не об абстрактной помощи. Наша задача в этих новых условиях – сделать шаг навстречу и помочь людям адаптироваться в новых условиях. В частности, в этом году мы надеемся открыть сразу несколько образовательных программ. Одна из них будет ориентирована на людей, только что достигших пенсионного возраста, которые в первую очередь попадают под сокращение. Мы хотим дать им возможность получить навыки, связанные с искусством, на развитие которых у них до сих пор не было времени и которые помогут им самореализоваться. Важно, чтобы они понимали: с выходом на пенсию или сокращением жизнь не заканчивается, поэтому наша программа будет называться «Я не успел, но не опоздал». Еще одна программа будет ориентирована на молодежь, представляющую собой вторую группу риска с точки зрения безработицы. В рамках этой программы, которая планируется в формате Молодежного компьютерного фестиваля, мы хотим показать возможности информационных технологий в сфере искусства.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний