Газета
 23 марта 2009, 13:20   1522

Возможность адаптироваться

Возможность адаптироваться
Анатолий Молодчик, доктор экономических наук, профессор, директор Института повышения квалификации – РМЦПК, – об изменяющихся потребностях рынка дополнительного образования, новых программах и повышении требований к бизнес-школам.

Анатолий Викторович, каковы результаты работы ИПК РМЦПК в 2008 году? Какие программы пользовались наибольшим спросом, какие новые проекты были реализованы?

– 2008 год был для ИПК РМЦПК удачным. Объем оказанных нами услуг составил 108 млн рублей в денежном выражении, что на 35 % выше показателя предыдущего года. Минувший год выделяется из ряда последних лет, когда прирост объема продаж, как правило, колебался в пределах 9–16 %. При этом мы отмечали рост продаж по всем направлениям – от простых программ до сложных корпоративных программ и консалтингового направления.

В 2008 году в ИПК РМЦПК началась реализация трех новых программ. Одна из них – программа DBA (Doctor of Business Administration), ориентированная на руководителей высшего звена и являющаяся дополнительной к MBA. Кроме того, начал работу международный тренинговый центр, созданный нами совместно с московской компанией MTА. Наконец, минувший год был успешным для направления MBA: завершена первая корпоративная программа, проведенная для менеджеров «Пермнефтеоргсинтеза».

Какую корректировку внес кризис в работу ИПК РМЦПК?

– К настоящему моменту мы не ощутили снижения совокупного объема продаж. Это связано с тем, что в ИПК РМЦПК работает большое число долгосрочных программ, плата за которые была внесена раньше. Однако снижение спроса на краткосрочные программы уже заметно, особенно по некоторым направлениям. В частности, существуют проблемы с набором групп на краткосрочные курсы финансовой тематики, что объяснимо, ведь финансовый сектор как раз и пострадал наиболее существенно.

Однако снижение продаж с некоторой задержкой, но произойдет, и мы ожидаем, что это случится осенью. Часть долгосрочных программ к этому времени уже закончится, а набрать слушателей курсов в новом учебном году будет уже гораздо сложнее. Мы прогнозируем, что общий объем продаж снизится на 20–40 %. Причины этой ситуации заключаются в снижении платежеспособного спроса со стороны населения и организаций, поскольку с появлением финансовых трудностей затраты на образование сокращаются в числе первых.

Какие образовательные программы становятся наиболее востребованными в период кризиса? Какие предложения в этой связи намерен подготовить ИПК РМЦПК?

– Сейчас очевидны два наиболее востребованных в новых условиях направления. Первое будет ориентировано на карьеру и, обязательно, дальнейшее трудоустройство, причем при составлении соответствующих программ необходимо помнить о том, что кризис когда-нибудь кончится, и прогнозировать, какие специалисты потребуются экономике в первую очередь. Второе актуальное направление включает в себя все, что связано с управлением бизнесом в условиях кризиса. Кроме того, мы планируем расширение сотрудничества со службой занятости, имеющей потребность в профессиональной переподготовке населения и получающей из бюджета на это определенные средства.

В целом ситуация снижения спроса побуждает искать новые направления образования и новые целевые аудитории, и мы будем обсуждать разные варианты. Не исключено, что баланс будет смещен в сторону низкорентабельных программ, ориентированных на получение практических навыков.

Как ИПК РМЦПК оценивает эффективность предлагаемых образовательных программ и степень применения полученных знаний на практике?

– Оценить эффективность программ позволяют несколько моментов.

Во-первых, мы собираем информацию о том, откуда вновь пришедшие слушатели узнали об ИПК РМЦПК и предлагаемых программах. Примерно в 70 % случаев люди обращаются к нам по рекомендации знакомых или сослуживцев.

Кроме того, мы проводим анонимное анкетирование слушателей уже по окончании обучения. Практика показывает, что примерно из 100 наших преподавателей, ежемесячно заканчивающих читать курсы, не более 1–3 получают оценку ниже четверки по пятибалльной шкале.

По сложным программам, таким как МВА, у нас существуют клубы выпускников, в рамках которых мы отслеживаем дальнейшую карьеру своих слушателей.

Наконец, участие в нескольких профессиональных объединениях, таких как клуб директоров по персоналу, РОР «Сотрудничество» и Пермская торгово-промышленная палата, позволяет нам получать обратную связь и по этим каналам.

Предполагается ли корректировать структуру ИПК РМЦПК в связи с меняющимися требованиями рынка?

– РМЦПК изначально создан с гибкой плоской структурой, что дает возможность адаптироваться к изменяющимся условиям. За всю историю центра в нем преподавалось множество специальностей, часть из которых со временем переставала быть востребованной рынком и закрывалась. Сейчас мы будем действовать аналогичным образом: если специальность перестанет привлекать слушателей, она будет закрыта. Но ни о каком внеплановом изменении структуры ИПК РМЦПК речи не идет, тем более что в период кризиса это нецелесообразно.

Однако мы планируем изменить бизнес-модель ИПК РМЦПК с целью повышения потребительской ценности наших услуг. В новых условиях уже недостаточно просто обучать, необходимо также помогать слушателям решать их конкретные проблемы. Так, если говорить о направлении, ориентированном на карьеру, здесь уже недостаточно просто дать знания, необходимо затем помочь трудоустроиться. В случае с антикризисными программами мы предполагаем включить в них элемент консалтинга.

Такое изменение бизнес-модели повышает требования к самому центру и его преподавателям: для того чтобы оказать помощь в трудоустройстве, необходимо иметь знания о том, специалисты какого профиля и где востребованы, а также создание дополнительной инфраструктуры.

Кроме того, изменение бизнес-модели потребует развития системы обучения действием, применяемой в ИПК РМЦПК. Сегодня примерно 50 % времени занятий посвящено проектной работе. В результате после окончания курсов 80 % полученных знаний наши слушатели могут сразу применять на практике. Однако теперь этот подход должен быть усилен и ориентирован на новую практику – ведение бизнеса в условиях кризиса.

Есть ли обращения студентов с просьбами об отсрочке оплаты учебы? Какая в связи с этим складывается практика?

– Подобные обращения существовали всегда, в том числе и до кризиса, и мы всегда шли навстречу нашим слушателям. В частности, мы стараемся не отчислять учащихся из-за неоплаты занятий. Собственно, у нас и раньше существовала проблема неплатежей. Поскольку кризис снижает платежеспособность населения и организаций, мы ожидаем ухудшения ситуации на 10–20 %. Однако менять правила оплаты и обучения не планируем. Ужесточение коснется учетной политики и работы с должниками, но репрессивных мер мы применять не будем.

Поделиться:
Все новости компаний