Газета
 16 марта 2009, 13:20   973

«Лет через десять»

«Лет через десять»
Федеральные власти рассматривают возможность финансовой помощи регионам. Уже в 2010 году этот вопрос станет актуальным и для Прикамья.

На состоявшейся в начале марта встрече Дмитрия Медведева с представителями «президентской сотни» была озвучена идея создания в регионах резервных или стабилизационных фондов, сообщают федеральные СМИ. Предполагается, что фонды будут созданы при финансовой поддержке федерального центра, а их цель – осуществление дополнительных антикризисных мер на местах. Впрочем, на федеральную поддержку смогут рассчитывать не все регионы. По словам Дмитрия Медведева, помощь получат лишь те из них, власти которых эффективно борются с кризисом. Следует «отобрать регионы и провести анализ того, что было сделано в кризисный уже период, подвергнуть это анализу и на основе этого анализа выбрать наиболее успешные <регионы>», – цитирует президента Интерфакс. В настоящее время источники финансирования фондов, а также принципы их расходования не определены.

Краевые власти пока не осведомлены о данной инициативе. Тем не менее, по словам Юрия Уткина, вице-премьера регионального правительства, в случае с Пермским краем создание подобного фонда будет носить лишь номинальный характер. «Фактически резервирование средств уже осуществлено, свободные денежные средства бюджета размещены на депозитах», – отметил чиновник. Кроме того, Юрий Уткин добавил, что пока региональных бюджетных средств хватает и помощь из Москвы не требуется.

Слова вице-премьера подтверждаются данными Министерства регионального развития РФ, опубликованными в рамках очередного доклада о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации. Министерство называет Пермский край в числе регионов с наибольшим объемом переходящих остатков на 2009 год. Соответственно, бюджетная обеспеченность края в текущем году оценивается как высокая, также Минрегион прогнозирует, что бюджетный год будет без дефицита.

Впрочем, аналитики предупреждают, что экономический кризис не ограничится 2009 годом.

Юрий Белоусов, экономист, экс-первый вице-губернатор Пермской области:

– По моим оценкам, кризис про-длится 3–5 лет, и даже когда он закончится, экономика восстановится далеко не сразу. Думаю, что на прошлогоднюю доходность бюджета регион выйдет лишь лет через десять.

Что касается будущих лет, то перспективы регионального бюджета весьма неоднозначны. По прогнозам Минрегионразвития, наиболее сильно кризис скажется на экспортно ориентированных отраслях – металлургии, химическом производстве, добыче и переработки нефти, а также машиностроении. В то же время именно эти отрасли составляют основу экономики Прикамья: по итогам 2008 года они аккумулировали 87 % всего финансового результата региона, в схожей мере от их работы зависят и бюджетные поступления. Уже первый месяц текущего года показал, чем чреват спад в этих отраслях. Произошедшее сокращение промышленного производства привело, по данным Минрегионразвития, к сокращению поступлений по налогу на прибыль в бюджет Пермского края более чем на 50 %, при этом плановый показатель остался невыполненным.

Эксперты «bc» отмечают, что потребность в федеральных деньгах в Пермском крае непременно возникнет. «Своих средств Пермскому краю, безусловно, не хватит. В этом году секвестра, возможно, не будет, но потом имеющиеся в крае резервы будут исчерпаны. Дело в том, что очень пострадала региональная промышленность, а именно она является основным источником бюджетных денег», – резюмирует Юрий Белоусов.

Что касается такого критерия отбора регионов, как эффективность проводимой антикризисной политики, то г-н Белоусов считает его странным. «Согласно распределению полномочий между уровнями власти, политику по борьбе с кризисом осуществляет федеральная власть, а не региональная или местная», – отмечает эксперт.

Максим Исакин, заведующий Центром прикладной экономики ПФ ГУ-ВШЭ, также сомневается в том, что центры антикризисной работы должны быть сосредоточены на региональном уровне.

Максим Исакин:

– Положительный момент такой инициативы заключается в том, что на местах губернаторы могут более четко определить наиболее нуждающиеся в помощи объекты. Но существует и негативная сторона. Она связана с отсутствием четких правил финансовой поддержки в преодолении кризиса даже на федеральном уровне. В таком контексте было бы неправильно уповать на то, что власти на местах самостоятельно придумают эффективный инструментарий расходования федеральных средств. Кроме того, перенос акцента на региональный уровень создает дополнительные коррупционные возможности.

Эксперт добавляет, что в случае если региональные фонды и будут созданы, принципы их распределения должны быть определены на федеральном уровне, также Москва должна иметь возможность контролировать их соблюдение.

В свою очередь данные об усилиях, предпринимаемых властями на региональном уровне в рамках их полномочий, неоднозначны. В докладе Минрегионразвития отмечается, что по итогам декабря край попал в число регионов, активных с точки зрения проведения публичных акций и мероприятий, связанных с кризисными явлениями. Подобный уровень активности был зафиксирован лишь в 9 регионах. Кроме того, в Пермском крае, как и в большинстве субъектов, существует разработанная и предоставленная в Минздравсоцразвития России программа по содействию занятости населения.

В то же время Минрегионразвития констатирует, что власти Прикамья не воспользовались правом принятия решения о снижении налоговой нагрузки на малый бизнес, также край оказался в числе 35 регионов, где не применяется субсидирование процентной ставки по кредитам реальному сектору.

Поделиться:
Все новости компаний