Газета
 16 марта 2009, 13:20   1307

Не в ногу с государством

Не в ногу с государством
Частные вузы не смогут удовлетворить запрос государства и увеличить количество технических специальностей. Эксперты «bc» по-прежнему говорят о неснижающемся спросе на юридическое и экономическое направления.
Автор: Кирилл Перов

Государственные vs частные. По утверждению экспертов «bc», в Пермском крае в сравнении со многими другими регионами рынок негосударственного высшего образования не является насыщенным. Виктор Каюрин, проректор по учебной работе Прикамского социального института, приводит следующие цифры: в Пермском крае насчитывается всего 5 негосударственных и 11 государственных вузов. Для сравнения: в Свердловской области государственных вузов 21, негосударственных – 13, в Самарской – 20 и 16, а в Московской – 20 и 31 соответственно. «В связи с этим в крае существует потребность формирования конкурентоспособной среды в сфере высшего образования, которая может основываться на расширении сети негосударственных вузов», – считает собеседник «bc».

В настоящее время в негосударственных вузах Прикамья обучается порядка 5–10 % от всех пермских студентов. При этом все негосударственные образовательные учреждения можно условно разделить на самостоятельные вузы и филиалы иногородних институтов. При этом численность студентов в самостоятельных пермских негосударственных вузах, по данным Пермьстата, за последние годы значительно увеличилась. Если в 1995 году в трех вузах училось 859 человек, то в 2006 году на пять высших учебных заведений приходится 10 451 человек, из них подавляющее большинство – 8259 человек – проходит обучение на заочном отделении. Растет и прием студентов в высшие учебные заведения: в 1995 году в негосударственные вузы было принято 383 человека, тогда как в 2006-м – 3615. Что касается выпуска специалистов, то в 2006 году негосударственные вузы подготовили 1448 специалистов (для сравнения: в 1995 году – 58).

О наличии серьезной и ощутимой конкуренции между государственными и негосударственными образовательными учреждениями специалисты не говорят, что связано с несопоставимым количеством студентов. В частности, по данным Виктора Каюрина, в 11 пермских госвузах обучается около 90 тысяч студентов по 140 направлениям и специальностям, тогда как в 5 негосударственных учреждениях – не более 14 тысяч студентов по 3–5 специальностям. Правда, по мнению Валентины Чернышевой, директора филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в Перми, меньшее количество студентов является своеобразным преимуществом негосударственных вузов перед государственными.

Екатерина Касаткина, руководитель отдела корпоративного обучения языкового центра «Британия»:

– Исследования по конкурентоспособности учебных заведений показывают, что негосударственные вузы реализуют более гибкую образовательную политику и оперативно реагируют на запросы потребителей. Значительное влияние на гибкость оказывают их относительно небольшие размеры, позволяющие полнее реализовывать индивидуальный подход в обучении. Однако негосударственные вузы в силу относительно небольшого периода их деятельности и жестких финансовых условий существования имеют менее развитую материальную базу – лаборатории, специально оборудованные кабинеты и прочее. Это в свою очередь оказывает влияние на качество образовательных услуг, так как студентам предоставляется меньше возможностей для обучения.

Виктор Каюрин также признает, что зачастую студент обучается в негосударственном образовательном учреждении из-за невозможности поступить в госвуз на бюджетные места. «Но даже в случае поступления на платное обучение студент зачастую по ряду причин делает выбор в пользу негосударственного образовательного учреждения. Такими причинами могут стать возможность организации занятий по гибкому графику, позволяющая совмещать учебу и работу, а также более низкая плата за обучение», – поясняет г-н Каюрин. По утверждению экспертов «bc», стоимость обучения в сравнении с предыдущими годами возросла, но не более чем на инфляционное подорожание (примерно 10–15 % в год), при этом повышение стоимости не зависело от специальности. По словам Александра Тябина, проректора по учебной работе Пермского гуманитарно-технологического института, стоимость обучения по одним и тем же специальностям у нас в среднем ниже на 20 %, что уже значимо для части населения.

Что касается конкуренции между негосударственными вузами, то она разворачивается по нескольким направлениям. Валентина Чернышова к их числу относит качество предоставляемого образования, комфортность и удобство обучения, программы обучения, а также наличие или отсутствие государственной аккредитации. Виктор Каюрин в свою очередь полагает, что у каждого учебного заведения свои ниша, имидж, видение образовательного процесса, а также организация учебной деятельности.

Вопрос качества. Представители негосударственных высших учебных заведений категорически не согласны с распространенным в обществе мнением о более низком качестве образования в частных вузах. Хотя они и признают, что нельзя за все вузы сказать, что они дают качественное образование. Деятельность многих незаконно существующих филиалов и представительств, не имеющих права на образовательную деятельность, дискредитирует всю систему негосударственного образования в России и Пермском крае. Ректор Пермской государственной медицинской академии Ирина Корюкина согласна с тем, что необходимо разделять негосударственные вузы, среди которых встречаются разные.

Ирина Корюкина:

– В настоящее время существуют такие вузы, которые фактически не имеют площадей для проведения учебных занятий. В связи с этим я полагаю, что качество образования должно контролироваться везде одинаково. И недобросовестные организации, а это в большей степени филиалы негосударственных вузов, должны быть или закрыты, или приведены в соответствие с государственными стандартами.

Виктор Каюрин утверждает, что качество образования падает в целом в российской высшей школе. «И, наверное, основную роль в этом снижении качества играют недобросовестные филиалы как государственных, так и негосударственных учебных заведений, а также представительства вузов, незаконно ведущие образовательную деятельность», – продолжает эксперт «bc».

В филиале Современной гуманитарной академии в Перми корреспонденту «bc» заявили, что качество образования зависит от студента и от его тяги к знаниям. «В том случае если студент стремится к знаниям, то он сможет их получить как в государственном, так и в частном вузе», – утверждает специалист. «Задача вуза – создать оптимальные условия для формирования личности, но если студент пассивен, отсиживает лекции, не имеет мотивации к изучению учебных дисциплин, то и о высоком качестве полученного образования говорить не приходится», – дополняют собеседники «bc».

По словам экспертов «bc», ошибочно и представление об отсутствии должного контроля за качеством образования в частных вузах. «Содержание образовательной деятельности в частном вузе далеко от полной свободы. Оно регламентируется государством и контролируется им посредством процедур лицензирования, аттестации и аккредитации», – поясняет Екатерина Касаткина. «Также считается, что государственные вузы привлекают и сохраняют самые квалифицированные преподавательские кадры. Но, с другой стороны, в силу специфики оплаты труда многие преподаватели государственных вузов совмещают преподавание по основному месту работы с другими образовательными учреждениями. Основная разница заключается в разработанности системы отслеживания качества образовательного процесса. Зачастую в государственных вузах такой мониторинг в силу длительного времени существования вуза на рынке уже внедрен и приносит результаты. В негосударственных – это пока вопрос времени», – говорит собеседница «bc».

Набор специальностей. Ранее ректор Пермского государственного университета Владимир Маланин в интервью «bc» говорил о том, что министр образования и науки РФ Анд-рей Фурсенко провел ряд совещаний для всех ректоров высших учебных заведений России, где в числе прочих обсуждался вопрос о перенасыщенности рынка работниками отдельных специальностей, такими как экономика и юриспруденция. «Данная проблема существует давно, и большинство людей уже сформировали о ней мнение, но явно поверхностное: рассуждая о том, что юристов и экономистов слишком много и нужно выпускать их меньше. Однако при явном переборе количества выпускников по этим направлениям действительно хороших специалистов все равно не хватает. Только в Перми действует не один десяток вузов, филиалов вузов и представительств, выпускающих юристов и экономистов, и отсюда выходят выпускники, которые перенасытили рынок», – отмечал Владимир Маланин.

Однако представители негосударственных вузов считают, что в разговорах о перенасыщенности рынка работниками отдельных специальностей присутствует некоторая доля лукавства. В частности, в Пермском филиале Академии права и управления корреспонденту «bc» рассказали, что их выпускники, преимущественно юристы, востребованы на рынке, в этой связи планов на сокращение набора студентов по экономическим и юридическим специальностям нет. «Что касается открытия новых направлений, то это зависит в первую очередь от потребностей граждан и рынка труда», – отмечают в образовательных учреждениях. В то же время они утверждают, что возможность открытия технических специальностей даже не рассматривается, поскольку подготовка по ним требует совершенно иной материально-технической базы и другого профессорско-преподавательского состава.

Александр Тябин:

– Между государственными и негосударственными секторами существует вполне понятное разделение специальностей: инженерные, медицинские, естественно-научные, педагогические, сельскохозяйственные направления – это область государственных вузов с бюджетным финансированием и подготовкой для бюджетной сферы. Негосударственные предпочитают отзываться на потребности населения – это, прежде всего, экономические, юридические и гуманитарные специальности. При этом следует сказать, что за последние 5–7 лет государственные вузы, развивая платное образование, в значительной степени ориентируются на те же экономические и гуманитарные специальности. И если будет решаться вопрос о сокращении подготовки специалистов по этим профилям, то он должен коснуться прежде всего государственных вузов.

В целом Виктор Каюрин утверждает, что проблема баланса «престижных» и «непрестижных» профессий в современном обществе очень сложна, так как процесс формирования этих категорий идет стихийно. «В меняющихся социально-экономических условиях практически невозможно определить, какие специальности будут востребованы через 5, 10, 15 лет. Система профориентационной деятельности школы на сегодняшний день основана на сиюминутных данных, прогноз развития рынка труда отсутствует, именно поэтому многие выпускники школ определяют уровень престижности будущей профессии, либо основываясь на недостоверных или устаревших источниках информации, либо подчиняясь стереотипам общественного мнения», – резюмирует эксперт «bc».

Не в ногу с государством

Не в ногу с государством

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний