Газета
 09 марта 2009, 13:20   1154

Своевременная поддержка

Своевременная поддержка
Президент Пермской ассоциации рекламных агентств Борис Галкин – о своевременной поддержке рынка наружной рекламы Перми властями города, начале процесса переосмысления роли рекламы в обществе и о том, чем опасны пустующие билборды.

Борис Викторович, власти Перми в ситуации кризиса оказали рынку наружной рекламы поддержку в виде введения пониженного коэффициента на плату, взимаемую за установку рекламных конструкций. Насколько оправдан такой шаг?

– Действительно, в конце 2008 года Пермская ассоциация рекламных агентств обратилась в мэрию города, попросив оказать поддержку в условиях надвигающегося кризиса. Совместно с администрацией города был проведен скрупулезный анализ рынка, оценены тенденции и риски, в результате чего Пермская городская дума внесла изменения в решение «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Перми». В результате до 1 января 2010 года размер оплаты, взимаемой за установку рекламной конструкции, снижен.

Разумеется, возникает вопрос: почему поддержка оказывается именно рынку Outdoor? Однако уже сейчас ясно, что такой шаг есть следствие дальновидной и грамотной политики, проводимой администрацией Перми. Судите сами: сегодня рынок в России находится в стадии становления. Выстроенных бизнес-цепочек нет практически ни в одном сегменте. Обилие рекламы в российских городах, в том числе и в Перми, свидетельствует только о том, что выстраивание бизнес-пространства не завершено.

Те отрасли, что наиболее серьезно пострадали от кризиса – банковская среда, недвижимость, автотрейдинг, – нуждались и нуждаются в информационной поддержке. И хотя внешне «антикризисный» коэффициент выглядит как поддержка «наружки», причинно-следственный подтекст заключается в предоставлении шанса всем игрокам, которые сегодня пытаются выжить, развиваться и создавать новые рабочие места.

Как развивался бы рынок наружной рекламы Перми без принятия данной поправки?

– Прогнозы, сделанные в конце 2008 года, оказались гораздо оптимистичнее реальной ситуации начала 2009 года. Рекламные бюджеты снизились, ряд компаний вообще отказались от рекламы. При отсутствии поддержки бизнес в первую очередь столкнулся бы с несоответствием цены продажи рекламной конструкции и арендной платы. Начались бы неплатежи в городской бюджет, причем процесс развивался бы непредсказуемо. Далее часть компаний предпочла бы просто «скинуть» конструкции, обремененные долгами, и уйти с рынка. Возможно, через пару лет неплательщики были бы вычислены мэрией и дебиторская задолженность погашена, но негативные последствия для рынка уже стали бы слишком глубоки.

Вторая неминуемая проблема сокращения рынка наружной рекламы – массовые увольнения и сокращение рабочих мест. Сегодня, по нашим оценкам, в рекламном бизнесе Перми занято порядка 4,5 тысячи человек. Уход значительной части компаний с рынка означал бы значительный прирост безработных в городских центрах занятости.

Можно с уверенностью говорить, что принятое городскими властями решение предупредило жесткое движение по данному сценарию и позволит нивелировать последствия кризиса.

Администрация города пошла навстречу бизнесу. Появились ли какие-то дополнительные обязательства со стороны рекламного сообщества?

– На самом деле никаких дополнительных сверхтребований администрация не выдвигала. Процесс взаимодействия идет уже почти 1,5 года, и за это время все взаимные обязательства были обозначены. Я считаю, что требование о сносе незаконно установленных конструкций, которое было сформулировано год назад, не есть обстоятельство непреодолимой силы. Администрация выполняет взятые обязательства, рекламное сообщество тоже должно выполнять то, что обещало.

Обидно, что попытки части рекламщиков играть по своим правилам вызывают общее недоверие ко всем участникам процесса.

По Вашим прогнозам, нужно ли ждать демпинга на рынке?

– Демпинг, несомненно, будет спровоцирован внесенными изменениями. Но если раньше серьезные игроки не были защищены от угрозы ценовой войны, то теперь они могут противостоять необоснованному снижению. Падение цен на размещение наружной рекламы не выгодно никому, все участники понимают это.

Еще одна немаловажная проблема кроется в неразвитости самосознания большинства игроков в смысле определения себя как части бизнес-сообщества Перми. Крайне мало компаний готовы работать на долгосрочную перспективу.

Пермь, фактически, стала пионером – подобные меры по поддержке пока не получили владельцы рекламных конструкций в других городах. Можно ли говорить о более высоком уровне развития рынка у нас?

– Действительно, рекламное сообщество Перми – одна из немногих некоммерческих организаций России, выстроивших конструктивный диалог с властью. Более того, то, что город пошел нам навстречу, говорит о состоявшейся коммуникации между рекламщиками и администрацией. Речь не идет об искусственной поддержке – в ситуации экономического спада кто-то из игроков неизбежно должен будет выживать.

У нас, вероятно, самая прогрессивная администрация среди российских городов. Для такой сложной отрасли, как наружная реклама, она находит взаимовыгодные решения даже в условиях экономического спада.

Чем может быть опасно простаивание мощностей рекламного рынка?

– Если говорить о 2008 годе, то цены на аренду рекламных конструкций в Екатеринбурге были в два раза ниже, чем в Перми. Сегодня екатеринбургские билборды массово опустели. В Перми же этого не происходит.

По моим наблюдениям, наличие в городе наружной рекламы и уровень развитости бизнеса взаимосвязаны. «Дыры» в уличном пространстве на месте вчерашних информационных сообщений сигнализируют о проблемах в бизнес-сообществе. Именно поэтому допускать наличие пустых рекламных щитов в Перми нельзя. Кроме того, «наружка» идеально подходит для проведения социальных акций, так важных в условиях роста напряженности в обществе. Подобные мероприятия прошли в Казани, Санкт-Петербурге и готовятся у нас. Поэтому простаивать рынок не будет.

Нужно учитывать, что такой вид бизнеса, как наружная реклама, не настолько рентабелен, как кому-то кажется. Если компания выполняет все требования законодательства, платит «белые» зарплаты, выполняет предписания по содержанию рекламных конструкций, дорожит партнерскими отношениями – этот показатель не превышает 20–22 %.

Сегодня много говорят о вреде, который наружная реклама наносит городской среде. Как Вы считаете, уровень пермской рекламы достаточно высокий?

– По моему мнению, реклама – это макияж на лице города. Make-up может быть разным – ярким, вызывающим, провоцирующим. Но давайте приведем в порядок лицо, прежде чем выбирать тип макияжа! В сегодняшних условиях к наружной рекламе нельзя относиться как к чему-то эстетическому или сугубо отраслевому. Сегодня это индикатор состояния бизнеса, формирующий деловую среду. Разумеется, все конструкции должны соответствовать определенному набору требований. Но рассматривать отрасль в отдельности от других компонентов городской жизни нельзя – каков бизнес, такова и реклама. И развиваться надо тоже вместе.

Поделиться:
Все новости компаний