Газета
 02 марта 2009, 13:20   2408

ФАС-контроль

ФАС-контроль
Управление Федеральной антимонопольной службы проверит соблюдение антимонопольного законодательства зарубежным производителем бытовой химии.
Автор: Кирилл Перов

Пермская компания обвинила иностранных производителей бытовой химии в нарушении закона «О конкуренции». Как стало известно «bc», ООО «УралБиохим», обратилось в УФАС по Пермскому краю с просьбой рассмотреть факты нарушения законодательства иностранным производителем «Рекитт Бенкизер». В заявлении (копия имеется в редакции) говорится, что в нескольких магазинах города, в частности в гипермаркете «Виват» и ТЦ «Шоколад», представителями «УралБиохим» были зафиксированы случаи ущемления прав пермских производителей мерчендайзерами «Рекитт Бенкизер». «Компания «Рекитт Бенкизер» производит аналогичный нашему продукт под названием «Калгон». И делает все для того, чтобы наш аналог S.O.S. Dekal не был представлен рядом в одной категории товаров, также другой наш аналог –пятновыводитель «САНЛЮКС» не может быть представлен покупателю, так как импортным аналогом «Ваниш» заставлены все торговые пространства. Полки магазинов выкуплены иностранными компаниями, которые оплачивают торговым сетям различные бонусы», – сообщается в заявлении, подписанном исполнительным директором «УралБиохим» Федором Меньшовым. Федор Меньшов также ссылается на ряд случаев, когда продукция пермского производителя снималась с полок магазинов торговыми представителями компании-конкурента.

В связи с этим заявитель обратился с просьбой к контролирующим органам защитить российского производителя от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний, а также от доминирования иностранных брендовых компаний на рынке реализации товаров бытовой химии.

Представитель «Рекитт Бенкизер» в Перми Ольга Терешкина отказалась от разговора с корреспондентом «bc», сказав, что не имеет на это соответствующих полномочий. Другая сотрудница в московском офисе зарубежной компании Екатерина Лодыгина заявила, что «Рекитт Бенкизер» не сможет прокомментировать заявление, поскольку им ничего не известно о фактах столкновения их мерчендайзеров с представителями пермского конкурента, которые указал в своем заявлении Федор Меньшов.

Эксперты издания, соглашаясь с утверждением пермского производителя о доминировании зарубежных производителей бытовой химии на российском рынке, говорят, что для этого были объективные предпосылки.

«При подписании договора с поставщиком мы определяем объем полочного пространства, место товара на полке. Поставщики пытаются обсуждать с нами эти вопросы, но решение это принимается нами в одностороннем порядке, исходя из того, какая продукция наиболее востребована потребителем», – прокомментировал генеральный директор «Норма» Вадим Юсупов. Вместе с тем, по словам Федора Меньшова, на сегодняшний день сеть «Виват» единственная в городе, где российский производитель занимает 20 % полочного пространства в сегменте товаров бытовой химии. У других ритейлеров этот процент существенно ниже. «Мы не можем выкупать полочное пространство в том объеме, в котором это делают представители иностранных компаний, поскольку они закладывают в стоимость своей продукции доходность 300 %, в то время как у нашей компании она в 10 раз меньше. Нам не дают представлять нашу продукцию в полном ассортименте», – отмечает Федор Меньшов. Аналогичную точку зрения высказала и директор института бытовой химии «Россо» Наталья Дивакова: «Тотальное превосходство зарубежных брендов действительно существует, оно складывалось годами. Иностранные производители бытовой химии не имеют возможность платить высокие бонусы «за вход» и деньги за рекламу своей продукции, а это в свою очередь сказывается на стоимости товара. У отечественных производителей нет раскрученных брендов. Соответственно, попасть на полки торговой сети гораздо сложнее».

С тем, что импортные товары бытовой химии преобладают в пермских сетях, согласилась и директор УК «ЭКС» Елена Жданова. Но при составлении ассортиментной матрицы ритейлеры, по ее словам, в первую очередь ориентируются на спрос, таким образом, наиболее представленными оказываются те товары, которые покупаются лучше.

Однако, как утверждает Федор Меньшов, ритейлеры лукавят, когда говорят о покупательских предпочтениях. «Выделите российским производителям столько же полочного пространства, сколько и зарубежным, и вы увидите, что наша продукция приобретается в гораздо большем объеме. Просто сети продают более дорогой товар, выручка с которого выше», – уверен Федор Меньшов. Однако Елена Жданова оспаривает это заявление: «Продажа меньшего количества продукта по большей цене – это тупиковый путь, и в сетях он не преобладает». Она также добавила, что в условиях кризиса при смене покупательских предпочтений, у отечественных производителей появляется гораздо больше возможностей.

Вадим Русаков, руководитель департамента продаж ООО «ПКХ Алабино», другого российского производителя бытовой химии, соглашается с пермским коллегой в том, что доминирование иностранных брендов в российских магазинах действительно существует, но отмечает, что в связи с кризисом товары отечественных производителей получили преимущество и ситуация начала меняться. Однако, признавая преобладание импортной продукции на полках торговых сетей, эксперт считает на сегодня это вполне логичным. «Покупатели отдают предпочтение узнаваемым брендам. Западные компании вкладывали в бренд огромные деньги, у отечественных компаний такой возможности не было», отметил Вадим Русаков.

В Министерстве торговли Пермского края посчитали, что пермская компания преувеличивает масштаб проблемы.

Марат Биматов, министр развития торговли и предпринимательства Пермского края:

– «УралБиохим» с нашей точки зрения является серьезным производителем товаров бытовой химии, продукция которого представлена в сети «Виват», а также в маленьких магазинах и в других регионах. Руководство компании обращалось к нам за помощью, и мы ведем планомерную работу по ее продвижению в другие пермские сети. Но проблема с притеснением пермских производителей зарубежными компаниями, на мой взгляд, отчасти надуманна.

 Сейчас заявление компании находится на рассмотрении. По словам и. о. начальника УФАС Марины Кудрявцевой, решение о том, было ли в действиях представителя зарубежной компании нарушение антимонопольного законодательства, будет вынесено через месяц. Между тем заявитель не собирается останавливаться на достигнутом, сейчас компания готовит открытое письмо президенту РФ о доминировании западных компаний в российских сетях, под которым, по словам Федора Меньшова, готовы подписаться еще 20 отечественных производителей. А также заявление в УФАС России с просьбой обратить внимание на засилие иностранных брендов на рынке бытовой химии.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний