Газета
 16 февраля 2009, 13:20   1147

Ждут волну

Исполняющий обязанности руководителя Пермского УФАС Марина Кудрявцева – об итогах работы ведомства в 2008 году, росте жалоб на размещение муниципального заказа, «исправлении» злостных нарушителей и более внимательном отношении к рекламным объявлениям.

Исполняющий обязанности руководителя Пермского УФАС Марина Кудрявцева – об итогах работы ведомства в 2008 году, росте жалоб на размещение муниципального заказа, «исправлении» злостных нарушителей и более внимательном отношении
к рекламным объявлениям.

Марина Александровна, какие особенности работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в 2008 году Вы бы выделили особо?
– В минувшем году отмечено значительное увеличение деятельности ведомства по контролю над размещением государственного и муниципального заказа. Так, в 2007 году поступило 374 жалобы, в прошлом году – 554. Прирост составил 68 %. Кроме того, за 2008 год отмечено увеличение числа обжалованных решений, предписаний и постановлений Пермского УФАС. Такая тенденция связана с расширением практики наложения так называемых «оборотных» штрафов, исчисляемых в размере от 1 до 15 % от годовой выручки организации. В основном компании штрафовались за злоупотребление доминирующим положением на рынке – по таким фактам принято 313 заявлений (87 % от общего числа). Как правило, в таких нарушениях уличались субъекты естественных монополий в сфере электро-, тепло- и газоснабжения, ЖКХ, химической промышленности. Причинами роста выявленных нарушений, на наш взгляд, стали изменения системы тарифообразования на территории края, а также смена субъектного состава в связи с реформированием энергетической отрасли.
В целом по итогам года в Пермское УФАС поступило 455 обращений по вопросам нарушения антимонопольного законодательства, что на 91 % выше уровня 2007 года. Пермским УФАС проведено 65 проверок, в ходе которых выявлено 372 нарушения антимонопольного законодательства. По итогам рассмотрения дел выдано 125 предписаний, из них 102 исполнено, 3 отменены судом.
В каких сферах ситуация с нарушением антимонопольного законодательства в Прикамье улучшилась в 2008 году?
– Мы отмечаем сокращение дел по недобросовестной конкуренции: за 2007 год мы получили информацию о 24 фактах недобросовестной конкуренции, а в 2008 году – только о 9-ти. Такая динамика объяснима вступлением в силу с января прошлого года главы 4-й Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает материальную ответственность за использование чужой интеллектуальной собственности. Таким образом, компании могут быстрее наказать «контрафактщиков» и возместить убытки, обратившись сразу в суд.
В нашумевшем деле о споре компаний «Технотроникс» и «Компьютерные технологии» за товарную марку «Ценсор-М» суд в трех инстанциях отменил решение УФАС о признании «Технотроникс» нарушившей закон о конкуренции. Тем не менее мы направили надзорную жалобу в Высший арбитражный суд и надеемся доказать свою правоту.
Также зафиксировано снижение числа нарушений закона о рекламе: 159 в 2008 году против 226 случаев в 2007 году. Можно с уверенностью заявить, что компании стали более тщательно подходить к оформлению своей рекламы и соблюдению действующего законодательства.
По итогам минувшего года в Пермское УФАС поступило 57 обращений о нарушении закона о рекламе, более половины из которых пришлось на рекламу пива и алкогольной продукции. 10 % выявленных нарушений допущено в рекламных сообщениях о медицинских товарах, а именно – отсутствовали сведения о противопоказаниях или рекомендация о необходимости получения врачебной консультации. Кроме того, 9 дел возбуждено в процессе приведения местных нормативных актов, регулирующих размещение рекламы, в соответствие с федеральным законодательством. По таким нарушениям все выданные предписания исполнены.
Большой блок работы ведомства – контроль над размещением государственного и муниципального заказа. Какие задачи пришлось решать в данном направлении?
– Действительно, проблемы в сфере размещения государственных закупок в 2008 году обострились. Нужно отметить, что порядка 60 % нарушений происходит на муниципальном уровне, когда законодательство о размещении заказа нарушается «на местах». Наиболее часто незаконные действия заказчиков выявляются в сферах образования, здравоохранения, дорожного строительства. Заказчиками устанавливаются незаконные требования к участникам конкурсов, не соблюдаются критерии конкурсного отбора, производятся необоснованные отказы в допуске к участию в тендерах.
По итогам года реестр недобросовестных поставщиков Пермского края пополнился на 30 единиц, что выше аналогичной цифры в 2007 году.
Какие нововведения в работе Пермского УФАС предполагается провести в 2009 году?
– В настоящее время в управлении создан общественно-консультативный совет. Этот совещательный орган образован в целях повышения эффективности сотрудничества ведомства с общественными институтами. В состав совета вошли представители бизнеса, некоммерческих организаций, Гражданской палаты и научной общественности. Первое заседание планируется провести в первом квартале.
Кроме того, запланировано создание второй комиссии по контролю исполнения в регионе 94-го ФЗ – закона о размещении государственного заказа. Результаты работы первой, действующей комиссии очевидны, но проведение внеплановых проверок предполагается поручить новой структуре. Также Пермское УФАС продолжит работу в составе антикоррупционной краевой комиссии при прокуратуре Пермского края и будет вести мониторинг цен на основные продукты питания в регионе.
Пермское УФАС имеет претензии к ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по факту сокращения предложения топлива марки «ЕВРО» и замене его более дорогой маркой ЭКТО. Какие еще меры ведомство планирует в рамках контроля на рынке нефтепродуктов в Пермском крае?
– В случае с выводом на рынок Пермского края бензинов и дизельного топлива марки ЭКТО взамен марки «ЕВРО» Пермское УФАС считает, что действия компании ущемляют интересы потребителей. Фактически «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» не оставляет водителям выбора, и это происходит на фоне стабильного спроса на более дешевые продукты, реализацию которых компания сокращает.
Отмечу, что относительно ситуации на региональном рынке сбыта нефтепродуктов наше ведомство также имеет претензии к «ЛУКОЙЛ-Перемнефтепродукту» в части установления на АЗС компании, распложенных в Пермском крае, более высоких цен, чем на АЗС в Свердловской области. Законы рынка подсказывают, что стоимость топлива в Екатеринбурге должна быть выше, так как включает транспортную составляющую. Сложившаяся ситуация беспокоит нас. В данный момент направлены запросы в управления ФАС соседних областей относительно стоимости реализуемого топлива, и после получения ответов будут сделаны выводы.
Некоторые компании и органы местного самоуправления повторно нарушают антимонопольное законодательство. Насколько очевиден эффект от взысканий, которые накладывает УФАС?
– Действительно, в повторных нарушениях (2 случая за 3 года) в 2008 году были замечены «Пермэнергосбыт», «Пермэнерго» – филиал «МРСК Урала», ТГК-9, Пермская сетевая компания, «Консалтинговая группа ЭКО». Однако конкретные примеры показывают реальные результаты от деятельности ведомства. Так, в 2007 году и на протяжении 2008 года Пермское УФАС «боролось» с ТГК-9 в вопросе отключения домов от горячего водоснабжения методом наложения штрафов. В итоге отмечено значительное снижение жалоб на действия данной компании по фактам отключений. Более того, руководство ТГК-9 уверило нас, что откажется от такого вида давления на потребителей для погашения долгов по коммунальным услугам.
Добавлю, что сейчас Госдума РФ рассматривает пакет законов о внесении изменений в статью 178 УК РФ, которые предусматривают дисквалификацию руководителей компаний, допускающих систематические нарушения в сфере антимонопольного законодательства, а также предусматривают сроки реального уголовного наказания для топ-менеджеров таких организаций.
Как экономический кризис скорректирует работу управления в 2009 году?
– Безусловно, ранее утвержденный ФАС план работы на год будет скорректирован. Сейчас иная ситуация, высветились иные проблемы и задачи. В целях недопущения ущемления интересов граждан более пристальное внимание ведомство уделит сфере реализации лекарственных средств, товаров медицинского назначения, а также социально значимой группе продуктов питания. Мы ожидаем волну обращений по всем направлениям. Многие организации оказались в тяжелом положении и, пытаясь выжить, необоснованно завышают цену на свою продукцию. Если речь идет о монополистах, такие действия всегда влекут за собой ряд негативных последствий. Примеры таких обращений уже есть, и в этом году следует ожидать увеличение их числа.

По материалам конференции в ИА «Интерфакс-Поволжье»
Поделиться: