Газета
 16 февраля 2009, 13:20   1124

На автопилоте

На автопилоте
Экономический кризис и сокращение спроса на авиаперевозки подтолкнули одни компании к сокращению числа вылетов из Перми, другим, напротив, позволили найти свое место в летном расписании.

Экономический кризис и сокращение спроса на авиаперевозки подтолкнули одни компании к сокращению числа вылетов из Перми, другим, напротив, позволили найти свое место в летном расписании.

Подводя итоги года в сфере транспорта и связи, Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края отметило увеличение пассажиропотока в аэропорту «Большое Савино» с 570 тысяч до 780 тысяч человек. По мнению экспертов, рост мог оказаться более значительным, если бы не спад спроса в авиатранспортной отрасли, являющегося еще одним проявлением экономического кризиса. «С момента ухудшения экономической конъюнктуры в стране за последние три месяца 2008 года отмечено некоторое снижение производственных показателей аэропорта», – констатирует заместитель генерального директора по связям с общественностью ФГУП «Пермские авиалинии» Лола Тиводар.
Вместе с тем, по мнению пермского представителя компании «Аэрофлот» Бориса Шрейдера, сухая статистика не отражает картину целиком и рисует ситуацию лучше, чем она есть на самом деле. «Сегодня самолетами летают лишь 4–5 % населения края. По статистике, в прошлом году из «Большого Савино» вылетело более 300 тысяч пассажиров, но это вовсе не означает, что услугами воздушного транспорта воспользовалось 300 тысяч пермяков. Сегодня в основном летают чиновники, топ-менеджеры, сотрудники нефтяных компаний и члены их семей. Как правило, в течение месяца они летают несколько раз. Таким образом, пассажирами авиакомпаний в лучшем случае является 40–50 тысяч человек», – заключил собеседник «bc».
О влиянии кризиса на рынок авиаперевозок красноречиво свидетельствует сокращение числа пассажиров на излюбленном направлении Москва – Пермь. По данным «СкайЭкспресс», положительные тенденции в части увеличения пассажиропотока на этой линии, которые наметились в первой половине 2008 года (прирост составил около 45 % к аналогичному периоду прошлого года), полностью нивелировались во второй его половине. К примеру, в декабре было зафиксировано сокращение общего потока на этом маршруте более чем на 20 % по отношению к декабрю 2007 года.
Виталий Коренюгин, начальник отдела по связям с общественностью ЗАО «СкайЭкспресс»:
– По нашим прогнозам, снижение спроса продолжится еще как минимум несколько месяцев и статистика 2009 года зафиксирует падение как минимум на 15–20 %.
Сохранение отрицательной динамики, наметившейся еще в прошлом году, отмечают и эксперты «Аэрофлота». По словам Бориса Шрейдера, в январе было отмечено сокращение числа пассажиров на рейсах этой компании на 8 %. Собеседник издания также отметил, что снижение могло быть более внушительным, если бы не повышение тарифов на железнодорожном транспорте.
Нечего делить. По данным на 1 февраля 2009 года, представленным «bc» Министерством градостроительства и развития инфраструктуры, регулярные пассажирские авиаперевозки в Пермском крае совершали 7 авиакомпаний: «Аэрофот-Российские авиалинии», «Сибирь», «Скай-экспресс», «Калининградавиа», «Аэрофлот-Норд», «Пермские авиалинии» и «Люфтганза». Более половины рынка контролировалось авиакомпанией «Сибирь» (подробнее – см. график). С 17 февраля этот список пополнит авиакомпания «ЮТэйр», воздушные суда которой начнут выполнять рейсы по маршруту Пермь – Москва (Внуково) – Пермь.
Между тем конкуренция среди авиаперевозчиков, по мнению большинства экспертов «bc», до сих пор находится в зачаточном состоянии. «Конкуренция на пермском рынке авиаперевозок достаточно высокая, но основным методом привлечения клиентов по-прежнему остается цена, что не совсем правильно. Тем не менее ценовая конкуренция характерна для России в целом», – отмечает заместитель генерального директора по продажам компании «Уральские авиалинии» Дмитрий Львов.
Гораздо более категоричен в оценках текущей ситуации представитель «Аэрофлота».
«О какой конкуренции может идти речь? Сегодня регулярные авиарейсы совершают лишь три авиакомпании: «Сибирь», «Аэрофлот» и «СкайЭкспресс», но каждая из них занимает свою нишу. Уровень сервиса везде примерно одинаковый, на голове никто не стоит, наоборот, мы говорим о сотрудничестве, мы скорее коллеги, чем конкуренты», – уверен Борис Шрейдер.
О том, что перевозчикам пока особо делить нечего, говорят и чиновники.
Денис Гвоздев, начальник управления транспорта и связи Министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края:
– Потребитель, на наш взгляд, всегда комплексно оценивает предоставляемые услуги как минимум по трем критериям: цена, время и качество. Для каждого соотношение разное. Хорошо, когда есть из чего выбрать, плохо, когда не из чего, и с этим у нас пока не все в порядке.
В Москву, в Москву! Эксперты «bc» уверены, что кризис будет способствовать изменению ситуации на рынке и приведет к перераспределению долей компаний. «На наш взгляд, несмотря на падение пассажирского спроса в связи с кризисом, конкуренция будет усиливаться, мы ожидаем выхода на рынок Перми новых игроков. Связано это с тем, что на фоне снижения спроса по всей отрасли авиакомпании ищут «нового» пассажира на новых рынках», – отмечает Виталий Коренюгин.
Тенденция, о которой говорит эксперт, наметилась уже сейчас: одним компаниям пришлось сократить количество авиарейсов, другим убрать маршруты на региональных направлениях из летного расписания. По данным Минграда, Казанское авиапредприятие прекратило выполнение рейсов до Самары и Казани. Авиакомпания «Калининград-авиа» сократила количество рейсов на маршруте Пермь – Калининград с 6 до 3 в неделю. Существенно снизилось число рейсов на московском направлении. Так, авиакомпания «Сибирь» из четырех ежедневных рейсов оставила два, «Аэрофлот-Российские авиалинии» вместо трех перелетов выполняет один. «СкайЭкспресс» отказался от ежедневных рейсов, сократив их количество до 6 раз в неделю.
Принятые меры перевозчики объяснили переходом на зимнее расписание. Однако представители компаний пока предпочитают не давать четкого ответа на вопрос, вернется ли прежняя частота полетов с переходом на летнее расписание.
«Сейчас никто, на мой взгляд, не в состоянии гонять самолеты ради имиджа. Мы извозчики. Есть клиенты – везем, нет – сидим на земле», – резюмирует Борис Шрейдер. Вместе с тем компании, присматривавшиеся к пермскому рынку, сочли возможным начать перевозки именно в условиях кризиса. «Новых предложений от авиакомпаний сейчас не поступает. В этих условиях приход авиакомпании «ЮТэйр» необходимо расценивать как значительное достижение в работе руководства ФГУП «Пермские авиалинии», – считает Денис Гвоздев.
В интервью корреспонденту «bc» Дмитрий Львов заявил, что «Уральские авиалинии» также строят планы по открытию регулярных рейсов из Перми. Но затруднился назвать точную дату реализации этого проекта.
Однако о развитии перевозок по другим направлениям, кроме московского, речи не идет. Новички по-прежнему занимают освободившееся место в летном расписании на Москву. Доля таких рейсов, уже сейчас занимающих 70 % в летном расписании (по данным Минграда, это в 2 раза выше аналогичного показателя аэропорта «Кольцово»), будет только расти.
Дальше – не лучше. На 2009 год эксперты рисуют довольно безрадостные перспективы. Минград, ссылаясь на прогнозы Росавиации, отмечает, что объемы пассажирских авиаперевозок в 2009 году снизятся против 2008 года не менее чем на 10 %.
Однако складывающая на рынке авиаперевозок ситуация может сыграть на руку пассажирам. Снижение стоимости топлива, а также усиление конкурентной борьбы будут, по мнению собеседников «bc», способствовать снижению стоимости билетов.
Виталий Коренюгин:
– При стабильных ценах на топливо и их снижении, авиакомпании, наоборот, на конкурентных рынках будут снижать тарифы. Одни – чтобы удержать своего пассажира и долю рынка, другие – чтобы завладеть долей рынка и привлечь клиентов.
Борис Шрейдер, напротив, полагает, что тарифы на авиаперевозки вряд ли снизятся, но вот сборы могут измениться, в частности, общая стоимость полета может сократиться из-за отмены топливного сбора. «Мы не можем говорить за другие авиакомпании, но что касается авиакомпании Lufthansa, то мы планируем и в дальнейшем предлагать нашим пассажирам из Перми привлекательные тарифы. Кроме того, в последнее время мы снизили топливный сбор на всех рейсах, включая Пермь – Франкфурт», – заявил региональный директор авиакомпании Lufthansa по Российской Федерации и странам СНГ Рональд Шульц.
В Минграде отмечают, что об изменении тарифной политики авиакомпаний в текущем году можно будет судить по результатам работы за первый квартал 2009 года.

На автопилоте
Поделиться:
Все новости компаний