Газета
 16 февраля 2009, 13:20   975

Час икс

Час икс
Ректор Пермского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Пермского края, доктор технических наук, профессор Владимир Маланин – о февральском совещании ректоров вузов России у министра Фурсенко, перенасыщенности рынка профессий отдельными специальностями, влиянии кризиса на платное обучение и переломном моменте для высшей школы России.
Автор: Кирилл Перов

Ректор Пермского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Пермского края, доктор технических наук, профессор Владимир Маланин – о февральском совещании ректоров вузов России у министра Фурсенко, перенасыщенности рынка профессий отдельными специальностями, влиянии кризиса на платное обучение и переломном моменте для высшей школы России.

Владимир Владимирович, Вы приняли участие в совещаниях, которые провел в начале февраля в Москве министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Какие вопросы там обсуждались?
– Действительно, министр Андрей Фурсенко провел ряд совещаний для всех ректоров высших учебных заведений России, независимо от ведомственной подчиненности. В числе прочих там обсуждался вопрос о перенасыщенности рынка работниками отдельных специальностей, такими как экономика и юриспруденция. Данная проблема существует давно, и большинство людей уже сформировали о ней мнение, но явно поверхностное: юристов и экономистов слишком много и нужно выпускать их меньше. Однако при явном переборе количества выпускников по этим направлениям действительно хороших специалистов все равно не хватает. В связи с этим я поддерживаю анонсированную на совещании политику Рособразования по проверке уровня образования в филиалах учебных заведений. Только в Перми действует не один десяток вузов, филиалов вузов и представительств, выпускающих юристов и экономистов, и это та часть выпускников, которые перенасытили рынок. Кого и для кого они готовят – большой вопрос. Параллельно со снижением числа выпускаемых специалистов не менее важно озаботиться повышением качества подготовки.
То есть сегодня диплом экономиста или юриста больше не в цене?
– Я бы не стал говорить так про все вузы. То, что спектр применения данных специальностей и их востребованность изменились по сравнению с периодом десятилетней давности, несомненно. Гарантированное место теперь найти непросто. Во многом устроенность выпускников зависит от возможностей факультета, его осведомленности о реальном секторе экономики, контактов деканата и кафедр с руководством предприятий. Например, юридический факультет ПГУ имеет давние тесные связи с юридической системой Пермского края. Поэтому наши выпускники не стоят на бирже труда, но это результат постоянной работы и мониторинга ситуации на рынке труда.
Ситуация с экономистами несколько иная. Зачастую здесь обучаются люди со своим бизнесом, с реальным опытом работы в компаниях. Тем же, кто не озаботится налаживанием связей с будущим работодателем еще в период обучения, устроиться на хорошее место будет сложнее.
Радует, что правительство России озаботилось проблемой диспропорции специальностей в сфере образования. Однако поставленные задачи не могут быть ограничены кругом проблем экономистов и юристов. Так, сегодня только 3,3 % выпускников всех вузов – студенты физико-математических и естественно-научных направлений. Меня беспокоит такая цифра, тем более что половина факультетов ПГУ как раз естественно-научные. Задача повышения доли будущих специалистов в этих направлениях, ученых также одна из приоритетных сегодня.
Кризис неминуемо отразится на платежеспособности населения, в частности на способности оплачивать обучение. Какие меры предполагается принимать в данном направлении?
– Прежде всего отмечу, что сейчас в России количество студентов, обучающихся на договорной основе, превысило число «бюджетников». Такая тенденция сохранится в будущем. И в условиях снижения платежеспособности студентов важно понимать, что вуз не благотворительная организация. Более того, существует прямой запрет на обучение «платников» в ущерб студентам, занимающим бюджетные места. И возможностей для маневра у нас фактически нет.
Демпфировать ситуацию могут, в частности, банки. Финансово-кредитные организации могут проводить реструктуризацию кредитов, изменять графики платежей. В Москве отмечены два примера, когда возвращение кредита на обучение начинается после начала работы молодого специалиста. Задача банковского сообщества, а не только вузов – продумать комплекс мер и начинать их использование, пусть и в условиях кризиса.
Каким образом сегодня может проходить перевод студента с договорной основы на бюджетную?
– Во-первых, для осуществления такого перехода должны быть вакантные бюджетные места. То есть какие-то студенты должны быть отчислены, чтобы вчерашний «договорник» мог занять их место. Далее, необходимо иметь три сессии, сданные на отлично. В этом случае проблем для перевода нет (повторюсь, при наличии свободных бюджетных мест). Также рассматриваются особые заслуги обучаемого – победы во всероссийских олимпиадах, при отсутствии «троек». Ученый совет факультета выходит с ходатайством, и такой студент также имеет шанс перейти на бюджет.
Отмечу, что каждый случай рассматривается в Пермском госуниверситете индивидуально. В связи с временными трудностями может быть пересмотрен график платежей за обучение, например. Факт потери кормильца тоже служит серьезным аргументом для перевода на иную форму обучения.
Следует отметить, что практика перехода с договорной основы обучения на бюджетную не носит массовый характер. Такие меры не смогут полностью компенсировать последствия кризиса, они могут лишь отчасти сдемпфировать их.
Сейчас активно обсуждается проблема квотирования рабочих мест для выпускников высших учебных заведений. Насколько это осуществимо сегодня?
– О реальных действиях в плане создания четкой системы гарантированных мест для трудоустройства выпускников вузов в России мне не известно. Все проблемы по обеспечению работой своих студентов каждое учебное заведение решает само. Например, при любом крупном университете существует кадровое агентство. Задача такой структуры – «свести» потенциальных работников и работодателей. В ПГУ, например, регулярно проводятся студенческие ярмарки вакансий, организуются дни открытых дверей для предприятий города.
В вопросе трудоустройства людей с высшим образованием не должно быть жесткого рыночного подхода: выдать человеку диплом и пусть его берут куда-нибудь на работу. Напротив, задача каждой профилирующей кафедры – знать возможности сектора экономики, куда придут молодые специалисты. Например, геологический факультет в нашем университете имеет обширные связи с геологическими партиями, что позволяет готовить сотрудников конкретно под запросы организаций. Но о квотировании речь не идет. В конечном итоге все сводится к репутации высшей школы: чем она выше, тем больше доверия выпускникам.
Дайте Вашу оценку ситуации относительно высших учебных заведений в Перми в сложившихся условиях.
– Характеризую ситуацию как сложную, ведь число выпускников школ в Прикамье снижается год от года, и 2009-й – не исключение. Грядущая вступительная кампания для вузов будет крайне тяжелой. Наступает некий час икс – время проверки репутации учебного заведения, доверия абитуриентов, качества подготовки, востребованности выпускников. При наличии тесных связей в регионе, солидной научной школы, активного информационного продвижения проблемы будут решены – сейчас или чуть позже. Для тех вузов, что продолжат плыть по течению, шансов продолжить работу не останется.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний