Газета
 16 февраля 2009, 13:20   926

Поймали в коробку

Поймали в коробку
Рынок страхования среднего и малого бизнеса пока далек от насыщения. К главным сдерживающим факторам теперь добавился и экономический кризис, который привел к сокращению объемов страхования по банковским каналам.

Рынок страхования среднего и малого бизнеса пока далек от насыщения. К главным сдерживающим факторам теперь добавился и экономический кризис, который привел к сокращению объемов страхования по банковским каналам.

Рынок страхования среднего и малого бизнеса в Пермском крае пока не достиг значительных размеров. По данным Пермьстата, к концу первого полугодия 2008 года в Пермском крае насчитывалось около 4300 предприятий малого бизнеса. При этом Василий Кузнецов, директор филиала компании «Ингосстрах» в Перми, утверждает, что свои риски страхуют не более 50 % представителей среднего и малого бизнеса. Таким образом, интерес страховщиков к этому сегменту вызван не его масштабностью, а тем, что рынок крупных компаний фактически поделен, тогда как у рынка малого и среднего бизнеса существует потенциал роста. Эксперты «bc» отмечают, что доля сегмента среднего и малого бизнеса в страховых портфелях составляет приблизительно 20–30 %. Однако оценить конкретные объемы страхования они не в состоянии, поскольку такой статистики не ведется.
Представители страховых компаний утверждают, что лидерами на рынке страхования являются компании, обладающие развитой агентской сетью. По мнению Ирины Репиной, руководителя управления продаж Пермского филиала ОАО «АльфаСтрахование», таковых компаний на пермском рынке насчитывается 10, они контролируют 80 % рынка страхования малого бизнеса. В их число, по словам специалистов, входят «Росгосстрах» и «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Военно-страховая компания» и «УралСиб».
В обязательном порядке. Василий Кузнецов говорит о том, что на данный момент рост страховых портфелей по среднему и малому бизнесу осуществляется преимущественно не за счет увеличения числа клиентов, а за счет роста страховой суммы по уже застрахованным рискам и увеличения числа рисков, включенных в страховое покрытие отдельных компаний.
Как показывает практика, многие проблемы малых и средних предприятий заключаются в отсутствии достаточных материальных ресурсов. С одной стороны, страхование как вид определенной защиты вызывает у представителей бизнеса интерес, но с другой – когда приходится определяться с тем, куда направить ограниченные финансовые средства, на страхование практически ничего не остается. В результате чаще всего приобретать страховой полис бизнес обязывают контрагенты – банки, лизинговые компании, то есть те юридические лица, от которых зависит развитие бизнеса.
Дмитрий Руденко, директор департамента корпоративных продаж ЗАО «ГУТА-Страхование» (Москва):
– Малый бизнес все еще неохотно прибегает к услугам страхования для защиты своих интересов. Причинами тому становятся низкий уровень страховой культуры, сложный доступ к заемным средствам, налоговые препоны и административные барьеры. В результате основная доля страхования малого бизнеса приходится на обязательное страхование имущества, передаваемого в залог банку.
Однако, по мнению Ирины Репиной, нельзя однозначно утверждать, что средний и малый бизнес прибегает к услугам страхования только в случае, если оно является обязательным требованием его контрагентов. «Всегда были и сегодня есть предприниматели, которые осознанно подходят к страхованию своего бизнеса», – уверяет г-жа Репина. По данным Дмитрия Руденко, примерно в 80 % случаев предприниматели страхуются в обязательном порядке, когда страхование является условием договора с контрагентом либо требуется в рамках законодательства, тогда как остальная часть приходится на добровольное страхование предприятий малого бизнеса.
«Коробочный» спрос. Собеседники «bc» говорят о том, что в последние 2–3 года страховые компании начали активное освоение рынка страхования среднего и малого бизнеса. И в настоящее время «коробочные» продукты пользуются популярностью и спросом у представителей среднего и малого бизнеса.
Василий Кузнецов:
– «Коробочные» продукты – это типовые программы, удовлетворяющие основные требования малого бизнеса к страхованию. Подобный страховой полис нацелен на компенсацию крупных катастрофических убытков, которые могут привести к серьезным финансовым осложнениям для небольшой фирмы или к ее разорению. Благодаря внедрению подобных продуктов процедура страхования становится более прозрачной для клиента.
По мнению Ирины Репиной, малым предприятиям «коробочные» продукты действительно более интересны, так как содержат в себе комплекс услуг по защите недвижимости и движимого имущества, восстановлению здоровья персонала, минимизации финансовых рисков и компенсации расходов третьим лицам.
Кроме того, при разработке продуктов для среднего и малого бизнеса страховщики учитывают специфику конкретной отрасли – гостиничного бизнеса, общепита или бытовых услуг. В частности, Андрей Палагин, начальник отдела продаж, корпоративным клиентам Пермского филиала компании «Росгосстрах» рассказывает о том, что в «Росгосстрахе» существует специальная программа «РГС-Ресторатор», которая кроме стандартных рисков позволяет застраховать ответственность перед посетителями ресторана – за пролитый суп или поврежденный автомобиль гостя, припаркованный на охраняемой стоянке принадлежащей этому заведению.
Как говорят эксперты «bc» и о чем свидетельствуют исследования «Росгосстраха», наиболее часто предприятия среднего и малого бизнеса приобретают полисы осаго и КАСКО, кроме того, популярностью пользуется страхование от несчастных случаев персонала и страхование имущества, например офисов, товаров или оборудования. Что касается компаний, которые наиболее часто пользуются услугами страховщиков, то к ним специалисты относят предприятия, занимающиеся как оптовой, так и розничной торговлей, работающие в сфере общепита, а также грузоперевозчиков.
Кризисные последствия. Оценивая текущую экономическую ситуацию, страховщики разделились во мнениях: одни говорят, что спрос на страховые продукты у среднего и малого бизнеса уменьшится, другие, напротив, утверждают, что следует ждать активизации спроса.
По словам Дмитрия Руденко, спрос на страховые продукты для малого бизнеса сокращается в результате снижения доли залогового имущества, страхуемого в обязательном порядке. «Кредитные программы для предприятий малого и среднего бизнеса сворачиваются, что ведет соответственно к снижению доли страхования», – поясняет он. Но в то же время эксперт «bc» не исключает того, что в сегодняшних условиях возрастут объемы добровольного страхования. Андрей Палагин солидарен с ним и считает, что в условиях кризиса возместить потери за счет собственных средств небольшому предприятию будет сложно, и все больше руководителей это осознают.
Андрей Палагин:
– Все чаще представители среднего и малого бизнеса понимают необходимость страхования. Однако есть и такие, кто по-прежнему выделяет деньги на страхование по остаточному принципу. Изменить имеющиеся установки у предпринимателей можно только с помощью активной информационной политики: руководителей, которые сразу же готовы застраховаться, насчитывается немного, поэтому к остальным нужно регулярно приходить и доказывать необходимость.
«Осознание необходимости в страховании обычно приходит только после появления крупных убытков. Если для крупного предприятия пожар, хищение в большом размере или иные материальные потери всего лишь убыток, который вскоре будет погашен или компенсирован, то для малых предприятий подобные события могут привести к катастрофическим последствиям, потере всего бизнеса. Лишь тогда предприятия понимают экономическую выгоду от страхования и начинают страховаться и от других видов рисков», – дополняет коллегу Ирина Репина.
К основным факторам, тормозящим развитие страхования среднего и малого бизнеса, особенно в кризисных условиях, Ирина Репина относит падение общей экономической активности, сокращение объемов предоставляемых кредитов на 90 % и снижение покупательской способности. Но в то же время собеседница «bc» говорит о том, что в страховую компанию чаще стали обращаться небольшие предприятия с просьбой застраховать товарные запасы или наличные деньги во многом из-за активизации преступности, так как участились случаи проникновения в магазины, офисы и на склады.
Поделиться:
Все новости компаний