Газета
 09 февраля 2009, 13:20   1003

Актуальное пермское

Актуальное пермское
Первая частная галерея появилась в Перми более 15 лет назад, но продержалась недолго. Сегодня современному искусству уже удается окупать себя.

Первая частная галерея появилась в Перми более 15 лет назад, но продержалась недолго. Сегодня современному искусству уже удается окупать себя.

В Москве и Санкт-Петербурге галереи, занимающиеся только актуальным искусством, начали появляться на стыке 80-х и 90-х годов прошлого столетия. В 1992 году и в Перми появилась частная «Е-галерея», ее открыл искусствовед Михаил Сурков. Но просуществовала она недолго.
«Я понял, что еще не пришло время для такого искусства, – объясняет Михаил Сурков. – Слишком многое должно было сойтись, чтобы в Перми все изменилось».
Пермячка Елена Олейникова свою галерею решила создать, когда поняла, что нарастает тенденция продвижения актуального искусства в регионы. В марте 2008 года галерея Green art открылась, порадовав пермских любителей искусства совершенно провокационным перформансом в рамках выставки известного российского художника Дмитрия Шорина.
Открытие первой частной галереи актуального искусства знаменовало своеобразную поворотную точку в художественных процессах Пермского края и начало их интеграции в общероссийский контекст, что и было в том же году подтверждено успешной выставкой «Русское бедное».
«Основную роль в развитии художественного процесса играют музеи и галереи, – объясняет Марат Гельман, известный московский галерист. – Но при этом галерея, в отличие от музея, всегда стоит на стороне художника. И часто именно от галереи зависит, как сложится в дальнейшем судьба художника и его работ».
По словам Елены Олейниковой, иллюзии о том, что в провинции можно заработать на актуальном искусстве, если и были, то развеялись очень быстро. Пока галерея только окупает свое содержание. Но благодаря этому все-таки удается знакомить пермяков со знаменитыми отечественными художниками и находить новые имена в Перми.
Вот и сейчас в Green art идет выставка «Огородина», на которой представлены работы-объекты двух молодых пермских художников Максима Нурулина и Игоря Новикова.
«Я не жду быстрого успеха, – признается Елена Олейникова. – Современное искусство более сложно для восприятия, чем традиционное. Человеку нужно приложить определенные усилия, чтобы научиться его понимать. В других странах люди это воспринимают с детства, и для них актуальные объекты так же естественны, как, скажем, для нас русские художники-пейзажисты. Я думаю, должно пройти еще лет пять, прежде чем в Перми возникнет широкий интерес к contemporary art и появится настоящий арт-рынок».
Более оптимистично настроен Михаил Сурков, заведующий отделом современного искусства Пермской художественной галереи. Он считает, что в Перми должно быть еще несколько галерей, занимающихся актуальным искусством, и прогнозирует их появление в ближайшее время.
В Москве сегодня примерно 5 тысяч художников и около 300 галерей. При такой насыщенности художественного пространства интересы галеристов поневоле структурируются. А вот Green art подчеркнуто отмежевывается от принятой в столице галерейной специализации. В регионе она просто неуместна и ограничивает возможности галереи. Пермяки от такой «всеядности» только вы-игрывают, ведь в Green art они могут увидеть как работы признанных мастеров, так и еще художников только начинающих. Не ограничивает себя галерея и рамками жанров, здесь можно увидеть все: картины, принты, объекты и инсталляции.
Несмотря на нераскрученность, первый год работы Green art был отмечен интересными проектами и довольно громкими именами. Пожалуй, самый большой интерес вызвала выставка «Листы из альбома» знаменитого скульптора Зураба Церетели, который лично открывал экспозицию. На ней была представлена камерная живопись, графические наброски, из которых потом рождаются монументы Церетели. Интересом зрителей пользовалась и выставка «Озорные рисунки» Эдуарда Гороховского, московского концептуалиста, известного своими коллажами. В Green art экспонировалась малоизвестная эротическая графика художника, уже ушедшего из жизни.
На выставке «Ревизия», которой галерея завершала 2008 год, авторские шелкографии самых известных российских художников, не поместившиеся на стенах, просто лежали на столах, россыпью и в альбомах. Их можно было перебирать, рассматривать, то есть соприкасаться с искусством в прямом смысле этого слова.
У столичных галеристов есть понятие вторичного рынка, когда галерея показывает уже прошедшую где-то выставку. Это нормально, но, конечно, более высоким статусом обладает галерея, которая вместе с художником готовит новый оригинальный проект. Именно такой проект готовит сейчас галерея Green art вместе с Хаимом Соколом, художником-концептуалистом с мировым именем, автором объектов и инсталляций. Называться выставка будет «Палимпсест», она откроет второй год работы галереи Green art в Перми.
Поделиться:
Все новости компаний