Газета
 02 февраля 2009, 13:20   1291

Дешевое в цене

Дешевое в цене
В пермских продуктовых сетях снизился средний чек. Ритейлеры в свою очередь изменили политику взаимодействия с поставщиками.

В пермских продуктовых сетях снизился средний чек. Ритейлеры в свою очередь изменили политику взаимодействия с поставщиками.

В январе пермские ритейлеры зафиксировали снижение среднего чека в своих магазинах. По словам собственника сети супермаркетов «Добрыня» Константина Окунева, с начала года средний чек снизился на 10 %. «В прошлом году сеть выполнила плановую норму продаж, но в январе мы пока идем с отставанием от планов примерно на 5 %, и есть предпосылки для сохранения этой тенденции», – отметил г-н Окунев.
Аналогичная ситуация наблюдается в «Вивате». Как рассказал корреспонденту «bc» генеральный директор ООО «НормаН-Виват» Вадим Юсупов, снижение средней стоимости покупки в сети составило 8 %, но при этом, по словам собеседника издания, колебания в конкретных районах города и края оказались более существенными. Так, в первую очередь снижение покупательской активности произошло в магазинах «Виват» в Чусовом, Лысьве, Губахе, а также в отдаленных районах Перми. По словам Вадима Юсупова, в некоторых территориях оно достигало 20 %.
Однако такую тенденцию наблюдают не все сети. Директор УК «Экс» Елена Жданова, напротив, отметила, что в магазинах «Семья» во второй половине января даже произошло незначительное увеличение среднего чека.
Елена Жданова:
– Пока у людей есть деньги и они не отказываются от своих привычек. Но, думаю, по итогам первого квартала ситуация будет скорректирована. Допускаю, что средняя стоимость покупки в гипермаркетах «Семья» останется на прежнем уровне, а в супермаркетах – снизится.
Снижение средней суммы чека объясняется не только традиционным для января спадом покупательской активности, но и сокращением ассортимента из-за проблем во взаимоотношениях сетей с поставщиками. Вадим Юсупов, комментируя снижение ассортимента в сети «Виват», говорит о нескольких причинах. В первую очередь, по мнению эксперта, свою роль сыграл сезонный фактор. «Во-вторых, в каникулы многие поставщики отдыхали, и товар от них пришел позже. Кроме того, планировалось, что в декабре продажи будут ниже, чем оказалось на самом деле, и оптовое звено оказалось к этому не готово. Сыграло свою роль и повышение доллара: импортные товары поставлялись в меньшем объеме. Сети со своей стороны стали пытаться увеличить период рассрочки», – пояснил Вадим Юсупов.
Одновременно с этим произошло смещение покупательского спроса в более низкий ценовой сегмент.
Максим Братухин, заместитель генерального директора по продажам Пермского филиала ГК SNS (компания является поставщиком продуктовых сетей):
– Сейчас любая из сетей ищет короткие деньги и готова вкладываться только в продукцию с быстрой оборачиваемостью, чтобы максимально быстро получить прибыль. На прошлой неделе главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис сказал: «Что бы ни произошло, люди покупали, покупают и будут покупать молоко, хлеб, сигареты и алкоголь».
Таким образом, сейчас приоритет получают поставщики социально значимых товаров.
«В целом объем поставок не изменился, но это потому, что мы поставляем социально значимые продукты, а такие поставщики сети оплачивают в первую очередь», – рассказал «bc» Сергей Зыков, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами Пермского филиала компании «Вимм-Биль-Дан».
По его словам, от задержек платежей сейчас больше всего пострадают поставщики продукции, не являющейся социально значимой. В неофициальных комментариях поставщики, попросившие не указывать их имя, сообщают, что задолженность сетей перед их компаниями возрастает.
Елена Жданова отмечает, что в снижении ассортимента в сетях есть и доля вины производителей. «У нас произошло определенное сужение ассортиментной матрицы. Оно объясняется естественной реакцией розницы на кризис. Цены на непродовольственные товары стали быстро расти. Чтобы не создавать ситуации с высоким ростом цен, мы отказались от ряда непродовольственных товаров. Остались основные категории, по которым мы можем обеспечить хороший уровень цены», – пояснила политику сети «Семья» Елена Жданова.
Между тем поставщики предупреждают, что в ближайшее время цены на товары будут и дальше расти.
«Цены в сетях как росли, так и будут расти. Например, более 50 поставщиков по бакалее, чаю, кофе заявили о решении поднимать прайс на свою продукцию в зависимости от курса доллара», – отмечает Максим Братухин.
Таким образом, вполне логично ожидать, что отношения между сетями будут развиваться следующим образом: с одной стороны, ритейлеры будут стараться тормозить розничные цены, чтобы уменьшить отток покупателей, а поставщики не смогут сдерживать цены. Поэтому, по словам экспертов, вместо плавного повышения цен будут резкие скачки, так как поставщики вынуждены закладывать увеличение роста цен на 2–3 месяца вперед.
Поделиться:
Все новости компаний