Газета
 02 февраля 2009, 13:20   1050

Резерв галеристов

Резерв галеристов
Пермский музей современного искусства станет площадкой для профессиональной подготовки кураторов. До сих пор системной работы в этом направлении в Перми не велось.

Пермский музей современного искусства станет площадкой для профессиональной подготовки кураторов. До сих пор системной работы в этом направлении в Перми не велось.

Как рассказал «bc» Михаил Сурков, один из организаторов музея современного искусства, вскоре в Перми начнется подготовка профессиональных галеристов. «Это замысел, который реализуется параллельно с созданием музея современного искусства. Уже сейчас музей не просто помещение для экспозиций, а центр для развития местного культурного пространства. К работе привлекаются волонтеры, которые в перспективе станут кураторами выставок и художественных направлений. Сейчас в музее в большей степени представлены иногородние проекты, но в перспективе инициатива перейдет в руки местных мастеров. Вот они и станут придумывать и осуществлять свои задумки, а также будут учиться работать в современном культурном пространстве», – рассказал эксперт.
Молодые и не очень.  Эксперты подчеркивают, что речь идет именно о кураторах, а не менеджерах от культуры. От потенциальных кураторов ожидается не осуществление административных функций, а реализация творческого потенциала – своего и Пермского края.
Владимир Абашев, заведующий кафедрой журналистики филологического факультета ПГУ:
– Куратор – это человек, способный увидеть идею, которая объединит ряд направлений. Он собирает произведения искусства вместе и предлагает их новое осмысление.
В соседних регионах уровень развития института кураторства существенно опережает пермский – за счет большего числа площадок для реализации актуальных проектов. Так, в Екатеринбурге существует филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), на базе которого ведется экспозиционная работа под эгидой специалистов из Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Перми.
Как полагает Владимир Абашев, будущих кураторов нужно искать и воспитывать, прежде всего в среде молодежи. «Должны появляться люди из двадцатилетних. Если они попадут в контекст, заданный музеем современного искусства, увидят новое, то тогда у них начнут рождаться идеи. Знание актуального поля поможет реализоваться талантам», – уверен г-н Абашев.
Несколько иное мнение высказала Алиса Прудникова, директор филиала ГЦСИ. «Возраст и навыки не имеют окончательного значения при выборе такой деятельности, как кураторство. «Куратор может быть и юристом по первому образованию, но если он сумеет увлечь идеей своего проекта, донести до зрителя уникальный замысел, то тогда будет эффект и резонанс. Главное – свободно ориентироваться в среде современного искусства, уметь работать с творческими людьми, что всегда индивидуально», – резюмирует эксперт. По ее словам, для того чтобы стать куратором, нужно начинать с деятельности по координации отдельных проектов, вникать в массу тонкостей, досконально знать художников и направления. Затем, наработав опыт, куратор реализует свое видение современного художественного процесса – концепцию – и выступает режиссером выставки.
Штучный товар. Если раньше подготовка галеристов в Перми не была системной, то с этого года специализированный вуз края начинает ежегодно выпускать дипломированных специалистов. Как рассказала «bc» Анна Суворова, старший преподаватель кафедры культурологии ПГИИК, кандидат искусствоведения, это учебное заведение готовит выпускников квалификации «культуролог» по специализациям «арт-экспертиза» и «культура массовых коммуникаций». В том числе студентам этих специализаций преподаются такие предметы, как менеджмент культуры, экономика культуры, технологии выставочной деятельности, управление проектами в сфере культуры. Кроме того, читаются уникальные по российским меркам курсы. К числу таких относятся «Современные арт-технологии», «Современный художественный процесс», рассказывает г-жа Суворова. «В этом году состоится первый выпуск специалистов квалификации «культурология», он составит 11 человек. Сейчас же на каждом курсе этой специальности учится от 6 до 17 студентов. «Этот из года в год пополняемый «кадровый резерв» способен обеспечить потребности региона в специалистах данного профиля», – комментирует г-жа Суворова.
Студенты этой специальности проходят практику в Пермской государственной художественной галерее, Пермском краевом музее, Центральном выставочном зале Перми, а в этом году в качестве одной из новых площадок практики выбран и музей современного искусства.
По словам Михаила Суркова, свои кураторы появятся в Перми не ранее, чем сформируется сам музей современного искусства. «Я думаю, что музей будет выходить на проектные мощности в течение года. В этот период сформируется образовательная деятельность учреждения, появятся школы, наберутся слушатели курсов», – рассуждает он. Сейчас, продолжает г-н Сурков, подобную образовательную деятельность ведет Пермская художественная галерея. Далее сотрудничество с пермским профильным вузом и екатеринбургским филиалом ГЦСИ будет расширяться, уверен г-н Сурков.
Алиса Прудникова затруднилась дать прогноз о вероятных сроках реализации проекта по подготовке кураторов в Перми. «Говорить об определенном временном периоде в данном случае не вполне корректно. Главное, чтобы была площадка, на которой такие специалисты могли бы применить свои умения и знания», – рассуждает г-жа Прудникова.
Поделиться:
Все новости компаний