Газета
 02 февраля 2009, 13:20   970

Больше – лучше

Больше – лучше
С января 2009 года в силу вступила новая программа подготовки водителей, предполагающая увеличение количества часов практических занятий почти вдвое. Эксперты прогнозируют снижение количества желающих обучиться вождению и сокращение числа игроков пермского рынка автошкол.
Автор: Кирилл Перов

С января 2009 года в силу вступила новая программа подготовки водителей, предполагающая увеличение количества часов практических занятий почти вдвое. Эксперты прогнозируют снижение количества желающих обучиться вождению и сокращение числа игроков пермского рынка автошкол.

По данным ГИБДД края, сегодня в Перми работает порядка 55 автошкол. Наряду с «классическими» заведениями, подготавливающими водителей категории «Б», в городе функционируют школы экстремального вождения и учебные заведения, специализирующиеся на курсах повышения водительского мастерства. Большинство специалистов считают, что такое количество автошкол  для города излишне. Так, по словам заместителя председателя Пермской краевой организации Всероссийского общества автомобилистов Олега Ляшкова, например, в Москве таковых всего 50. Наличие же школ экстремального вождения эксперты считают лишним, поскольку именно их выпускники «лихачат» на дорогах, что приводит к ДТП.
Количество и качество. Эксперты и представители ГИБДД  отмечают, что далеко не все школы предоставляют качественные услуги. Так, г-н Ляшков рассказал «bc», что на данный момент в Перми существует Ассоциация автошкол, в которую входит 24 организации. Качество обучения в остальных образовательных учреждениях такого плана может колебаться, поскольку большинство организаций просто «гонится за деньгами», считают специалисты. Кроме того, эксперты отмечают несовершенство самой системы обучения вождению. Так, по словам директора Пермского центра высшего водительского мастерства Михаила Гофмана, существующая система учит будущих водителей ориентироваться лишь в определенной ситуации. Часто в школах в качестве инструкторов работают люди, не имеющие знаний не только, например, по психологии, но даже по устройству самого автомобиля.
Директор Автомобильного образовательного центра Владимир Чаркин также полагает, что качество подготовки будущих водителей зависит непосредственно от системы требований, разработанной Министерством внутренних дел РФ, а на данный момент она направлена не на получение глубоких знаний, а всего лишь на запоминание тестовых заданий. Тем не менее  эксперт утверждает, что в среднем экзамен по теории вождения сдают примерно 80 % обучающихся, что является достаточно высоким показателем.
Представители автошкол считают также, что при сдаче практической части вождения сотрудники гибдд сами не соблюдают свои же требования. Если по правилам они должны принимать экзамен не менее 20 минут, в реальности этот показатель сводится к 5–6 минутам, говорят эксперты. Поэтому специалисты утверждают, что винить в плохом качестве подготовки курсантов только автошколы петербурга некорректно.
Новая программа. С 1 января 2009 года в силу вступила новая программа подготовки водителей, разработанная министерством образования рф, по которой количество часов по теоретической подготовке сокращается вдвое за счет перераспределения изучаемых будущими автомобилистами тем. Так, по информации сайта краевого управления ГИБДД, 22 января 2009 года на заседании первой правительственной комиссии по безопасности дорожного движения под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова из программы исключили подробное изучение устройства автомобиля и его техобслуживания, больше внимания будет уделено умению оказывать первую медицинскую помощь при дтп, а в состав экзаменационной комиссии войдут врачи.
Вместе с тем увеличивается число практических занятий. Теперь вместо 32 часов вождения курсантам будет необходимо «накатать» 50 часов. Для желающих получить права на управление грузовыми машинами и автобусами число часов, отводимых на практику, увеличится на 20 %. В ГИБДД уверены, что данная мера поможет снизить количество дтп, солидная доля которых происходит по вине автомобилистов, чей стаж вождения не превышает трех лет. А меньшего количества часов вождения многим кандидатам в водители не хватало для адекватного действия в реальных дорожных условиях.
За счет увеличения часов практических занятий соответственно возрастет стоимость обучения вождению. Так, если в 2008 году стоимость курсов в среднем по Перми составляла 13–14 тыс. рублей, то с января нынешнего года получить водительское удостоверение категории «Б» можно за 20 тыс. рублей. Г-н Ляшков объяснил «bc», что данная сумма является вполне адекватной, так как школам необходимо оправдывать растущие траты на топливо, ремонт и обслуживание автомобилей, зарплату инструкторам.
Эксперты уверены, что новая программа позволит более качественно подготовить будущих автомобилистов. Специалисты отмечают, что, после того как сократили количество самоподготовки и больше людей начали направлять в автошколы, количество дтп снизилось. Государственный инспектор экзаменационного отделения мрэо УГИБДД при ГУВД по Пермскому краю Михаил Трушников полагает, что принятое решение приведет к таким же результатам, сообщает официальный сайт краевого УГИБДД.
Станет меньше. Представители автошкол уверены, что для некоторых некрупных организаций вводимые изменения могут оказаться плачевными. По мнению директора Автомобильного образовательного центра Владимира Чаркина, с рынка уйдут маленькие конторы, которые имели небольшие объемы и не зарекомендовали себя должным образом. Эксперты сходятся во мнении, что это только к лучшему, поскольку большинство автошкол не дают действительно хорошей подготовки. Тем не менее представители автошкол признаются, что в большинстве своем жители города не обращают особого внимания на качество, а «идут туда, где ближе, удобнее или дешевле».
По словам заведующего учебной частью Пермской объединенной технической школы № 2 росто Николая Дягилева, уже осенью 2008 года в связи с финансовым кризисом количество желающих обучиться вождению сократилось. Г-н Чаркин прогнозирует уменьшение курсантов в 2009 году по сравнению с предыдущим годом практически втрое. Специалист связывает это не только с экономической нестабильностью и увеличением стоимости обучения, но и с плохой демографической обстановкой в России в начале 1990-х годов, в связи с которой на данный момент просто мало людей, достигших возраста 18 лет и могущих получить права. Не все эксперты смотрят на происходящее столь пессимистично. По мнению г-на Гофмана, «увеличение количества часов вождения без изменения качества ничего не изменит. Возможно, в ближайшее время подход к обучению будет другим». Тем не менее эксперт уверен, что количество желающих получить «корочки» не уменьшится, покольку «водительское удостоверение некоторым людям необходимо как подтверждение некоего социального статуса».
В борьбе за клиентов автошколы предлагают множество вариантов как расписания обучения, так и формы оплаты. В настоящее время многие заведения предлагают проводить обучение вождению в любое время, а оплачивать практические занятия можно в рассрочку по мере их посещения.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний