Газета
 22 декабря 2008, 00:00   963

От «Боинга» до «Амкара»

От «Боинга» до «Амкара»
Business Class представляет свой взгляд на 2008 год.
Business Class представляет свой взгляд на 2008 год.

Традиционно мы выделяем главные события минувших 12 месяцев. В этом году кризис нарушил «чистоту эксперимента», отодвинув на второй план события, еще полгода назад казавшиеся значимыми. Но было и то, что важнее любых кризисов.

От «Боинга» до «Амкара»Главное

К сожалению, претендент на «должность» главного события минувшего года не вызывал сомнений. Трагедия 14 сентября буквально оглушила Пермь. Ничего более страшного, чем гибель 88 человек в авиакатастрофе, в новейшей истории Прикамья не было. Это трагедия, о которой без натяжки можно сказать, что она никого не оставила равнодушным. В тот день в городе было тихо – на улицах, в магазинах люди говорили вполголоса. И это опять-таки не преувеличение. Официально причины авиакатастрофы до сих пор не озвучены, однако несколько комментариев о том, что в произошедшем есть вина экипажа уже прозвучали, в том числе и от чиновников федерального уровня. Сейчас решается вопрос об увековечении памяти погибших и создании памятного места.

От «Боинга» до «Амкара»Из болота в море

Пермский край традиционно принято считать политическим болотом, и, что бы ни происходило, этот статус остается непоколебимым. Между тем, если разобраться, это совершенно неправильно. Много ли есть регионов России, где человека, руководящего
администрацией губернатора, снимают с должности претензии прокуратуры? Известны ли области, где депутат местного самоуправления лишился мандата за то, что подрался на избирательном участке?
А между тем все это – родное Прикамье. Федор Алиев исполнял обязанности руководителя администрации лишь две недели, а затем появились «семейные обстоятельства», которые заставили чиновника покинуть пост. Сейчас характер этих обстоятельств – а именно коллизии вокруг диплома о высшем образовании – является предметом судебных разбирательств. По поединку бывшего депутата гордумы Михаила Касимова с избирательницей Фемида свой вердикт уже вынесла, лишив думца мандата.
Никто из экспертов не сомневается, что г-н Касимов вновь будет баллотироваться в думу по привычному 23-му округу.

От «Боинга» до «Амкара»Назначение года

Никита Белых в 2008 году совершил очередной поворот в своей и без того яркой политической карьере. Никита Юрьевич сложил полномочия лидера «Союза правых сил» и на все вопросы о будущем отвечал предельно обтекаемо. Дескать, рассматривает разные варианты. В ноябре в кулуарах пошли разговоры о возможном занятии г-ном Белых поста губернатора Кировской области (полномочия действующего главы региона заканчиваются в январе 2009 года), 8 декабря они получили официальное подтверждение: кандидатура Никиты Белых была внесена для утверждения в местный парламент. Можно признать ход по сложению полномочий лидера СПС, за которым последовала ликвидация партии, сыгранным великолепно.
Губернаторство, даже в таком заштатном регионе, как Кировская область, – это уже новый уровень, и пока г-н Белых уверенно срамит всех скептиков, предвещающих спад его карьеры. Ждем
следующих вершин.

От «Боинга» до «Амкара»Отбились

В октябре Пермь вспомнила, что такое паника. 23–25 октября город накрыла волна слухов о наступившем банкротстве КАМАБАНКА. Любопытно, что слух, откуда бы он ни приходил, выглядел совершенно одинаково. «Моему знакомому, директору бюджетной организации, позвонили из мэрии и сказали, что КАМАБАНК обанкротился и надо снимать деньги с карт», – гуляло по городу. В правдивости слуха и наличии оснований никто не разбирался, волна паники поставила людей в очереди в банкоматы и за несколько дней смыла порядка миллиарда рублей. Банк отбился и даже спустя некоторое время начал говорить о запуске новых продуктов на ипотечном рынке.

Активы в пассивы

Если бы не кризис, то 2008 год в экономике Прикамья можно было бы назвать годом аукционов. Торги по калийным месторождениям, а также строительному освоению микрорайона Ива превзошли все ожидания и по интересу участников, и по озвученным суммам. Право пользования тремя участками Верхнекамского калийного месторождения первоначально оценивалось в 2,7 млрд рублей, но итоговая цена преОт «Боинга» до «Амкара»высила стартовую в 20 с лишним раз, составив 56 млрд рублей.
Право аренды земельного участка площадью 80 га в микрорайоне Ива-1 подорожало только на 7 %. Но если вспомнить, что многие предрекали отсутствие интереса к этому аукциону в принципе, то пришедшие в бюджет 305 млн рублей можно оценивать очень высоко. К тому же, по оценкам экспертов, общий объем инвестиций в освоение Ивы со стороны «Девелопмент-Юг» превысит 10 млрд рублей. Эх, если бы участники аукциона знали, что ждет экономику в конце 2008 года, они бы не пытались включить рычаги по пересмотру итогов торгов (как это было с калийным аукционом), а смеялись бы над победителем и крестились локтем.
Ни одна из компаний не заявляла, что намерена отказаться от освоения участков, однако эти планы в объявленные сроки не могут быть реализованы по определению. Собственных средств на проекты у предприятий не хватит, а получение кредитов сегодня – игра со множеством неизвестных. Аукционы, которые проходили во второй половине года, прежде всего в секторе недвижимости, участники рынка встречали уже в других условиях и реагировали адекватно. Они их попросту игнорировали.

От «Боинга» до «Амкара»Совсем ушел

Самым громким политическим решением года стала смена главы правительства края. Отставка Николая Бухвалова прошла очень корректно, никто из чиновников высшего ранга публично не бросил в адрес отставника ни одного камня. Несмотря на это, правительство обновилось кардинально, на первых ролях осталось очень мало людей, пришедших в кабинет министров при г-не Бухвалове.
Оценить эффективность премьера бывшего и действующего очень сложно, поскольку мало того что нет четких критериев подобной оценки, так еще и обрушившийся на страну и регион кризис лишил этот эксперимент чистоты. Но, судя по всему, губернатор Валерием Сухих доволен. Руководитель кабинета
министров очень грамотно остается в тени главы региона, сведя к минимуму появления на полях публичной политики. Интересно, что и Бухвалов, и люди из его команды, покинувшие правительство, практически исчезли с политического олимпа.

От «Боинга» до «Амкара»Перспектива года

Появление ярких личностей на политическом небосклоне Прикамья – событие довольно редкое. Местный истеблишмент в изрядной степени напоминает сложившуюся касту, в которую не то чтобы путь закрыт, просто все, кто имеет политические амбиции, уже там. Поэтому появление каждой новой фигуры вызывает почти радость. В 2008 году подобную заявку сделала собственница Краснокамского завода ЖБК Инна Чиркова. Хорошие стартовые позиции для политической карьеры, грамотные комментарии в СМИ, независимые суждения… Наконец, фактор молодости и красоты для успешности движения к политическому олимпу тоже никто не отменял. Во всяком случае Business Class, как деловая газета, точно желает г-же Чирковой успеха, ведь не ценить толковых экспертов нельзя.

От «Боинга» до «Амкара»Окультурили по полной

В 2006 году Пермский край носил гордое звание «Территория культуры». В 2008 году подобных формальных титулов у региона не было. Но вдруг – и раз! – он в эту самую территорию культуры превратился. Фестивали хорошие и разные («Пространство режиссуры», «КАМВА», органной музыки), выставки (Церетели, «Предстояние»), концептуальные размышления о перспективах культурной политики, назначение Бориса Мильграма министром, решение о выделении средств на реконструкции театров… Business Class особенно впечатлили два события: «Русское бедное» и деятельность фонда «Аллея звезд». Самое забавное, что и открытие выставки, и создание фонда сопровождались изрядным скепсисом. Дескать, «кому в Перми этот авангард понравится?» и «знаем мы эти фонды, формально созданные!». Но и снова – вдруг – и раз – на «Русском бедном» ажиотаж и десятки тысяч посетителей, а «Аллея звезд» привозит в Пермь спектакли, видеть которые настоящий праздник. Мог ли кто-то из продвинутых театралов представить на пермской сцене постановку знаменитого Питера Брука, а рядовой зритель – спектакль с Гошей Куценко и Ириной Апексимовой? А «Русское бедное» даже получило неожиданное продолжение – местные авангардисты приревновали и, заявив, что мы тоже можем, открыли собственную выставку современного искусства «Арт-Форум».
От «Боинга» до «Амкара»

Картошка повсюду

До 2008 года считалось, что символ Прикамья – это медведь, но сейчас у него появился достойный конкурент.
«Пермскую картошку» за минувший год распиарили так, что, будь в нашей стране опыт развлечений в политике, этот персонаж легко можно было бы выдвигать как минимум в депутаты. Картошкины родители – Олег Чиркунов и Елена Гилязова – весь год навещали ребенка, выезжали на поля, следили, как он растет и набирается сил. Они решили, что столь важному дитятку необходимы собственный логотип и даже «Живой журнал» в Интернете, поэтому теперь с этим овощем можно и поговорить. Интересно, сколько надо продать картофеля, чтобы оправдать все вложенные в него средства?
От «Боинга» до «Амкара»

Очертили линиями

Обнаружившаяся не так давно у Олега Чиркунова и Игоря Шубина тяга к переустройству города ярко проявила себя на дорогах города. Если планы градостроительного характера пока только вынашиваются и обсуждаются, то дорожное реформаторство первых лиц расцвело бурным цветом. Наиболее ярко чиновники проявили себя на трамвайных путях. Теперь сюда путь заказан всем, кроме вагонов. Business Сlass всегда поддерживал идею приоритетности общественного транспорта и не одобрял истерию вокруг возникших сразу после «трамвайной реформы» дорожных пробок. Стоило чиновникам подумать и увеличить время работы светофоров, как пробки резко сократились до разумной длины. В итоге перемены в традиционно очень больной теме общественного транспорта завершились в позитивном ключе. Вот что бывает, когда чиновники начинают думать!
От «Боинга» до «Амкара»

Сетевой Чиркунов

Это событие смогли оценить не все. И не потому, что Интернет пока не овладел всем и каждым, просто размышления Олега Чиркунова в «Живом журнале» рассчитаны на определенную аудиторию. К примеру, учителя наверняка многое сказали по поводу мыслей губернатора об эффективности подушевого норматива финансирования, а автовладельцы о движении транспорта по центральным улицам города и т. п.
Но для журналистов этот «ЖЖ» – настоящий Клондайк – здесь масса информации и ярких цитат. Достаточно вспомнить, как Олег Анатольевич подробнейшим образом учил водителей параллельной парковке, или отправлял сына за водкой, или ругал богатеев за приверженность к полетам экономклассом. От лица всех журналистов – спасибо юзеру Чиркунову.
От «Боинга» до «Амкара»

Из Перми с ненавистью

Пермский «Амкар» добился в минувшем году огромного достижения. Для начала он вышел в финал Кубка России, после поражения в финале от ЦСКА болельщики сетовали, что потерян уникальный шанс выступать в розыгрыше еврокубков. Но «Амкар» доказал, что не боги горшки обжигают, занял итоговое 4-е место в турнирной таблице и в следующем сезоне будет выступать в Лиге Европы (бывший Кубок УЕФА). Обидно лишь, что традиционная для бочки меда ложка дегтя оказалась как минимум ковшом. Уже объявив о намерении продлить контракт с «Амкаром», тренер Миодраг Божович вдруг перешел на работу в ФК «Москва». Даже если оставить за скобками болельщицкие эмоции (а таких ушатов грязи на покидавших Пермь не выливали никогда), решение Божовича выглядит достаточно дискуссионным.
Прежде всего с точки зрения выбора нового места работы. Перспективы ФК «Москва» и без финансового кризиса не выглядели радужными, а сейчас тем более. И теперь уж точно вся Пермь будет желать краха этому столичному клубу, всем его спонсорам, вместе взятым, и лично экс-кумиру Божовичу.
Поделиться:
Все новости компаний