Газета
 22 декабря 2008, 00:00   739

Год культурного шока

Год культурного шока
Невиданные ранее события и необычные по уровню и размаху мероприятия прошли в культуре Пермского края в уходящем году.
Невиданные ранее события и необычные по уровню и размаху мероприятия прошли
в культуре Пермского края в уходящем году.


В 2008 году произошла смена рулевых пермской культуры, и на ключевые посты пришли люди, не только в культуре разбирающиеся, но и имеющие творческие профессии. Комитет по культуре города возглавила Любовь Федорова, в свое время окончившая Уральскую государственную консерваторию по классу сольного фортепиано и имеющая уже немалый управленческий опыт. Министром культуры края стал Борис Мильграм, известный в стране режиссер театра. Оба были утверждены в должностях в начале осени, и приход этих людей уже во многом повлиял, а еще в большей степени повлияет на изменения, буквально на наших глазах происходящие в сфере культуры.
Главным, можно сказать, революционным для Перми стало появление новой идеологии. «Культура и искусство как ресурс развития города» – так формулировалась основная тема рабочей секции на Четвертом экономическом форуме, прошедшем в сентябре в Демидково, где вопросы культуры обсуждали также впервые за все последнее время. Сегодня, когда у нас нет концепции развития культуры на уровне государства, каждая территория решает этот вопрос самостоятельно. Пермь выбрала свой вектор развития: культура должна быть не отраслью, требующей финансовой помощи, а важным элементом экономической инфраструктуры города.
В этих условиях основным ресурсом для создания уникальной среды города могут стать фестивали. И 2008 год по праву можно назвать фестивальным.
На высоком профессиональном уровне прошел III Международный органный фестиваль. В нем приняли участие около 150 артистов из разных городов и стран, среди них – самые известные органисты мира. Фестиваль был полон музыкальных изысков. На сцене Пермского органного зала звучали сложные и редко исполняемые произведения.
Креативностью концепции отличился фестиваль «Пространство режиссуры». Он удивил театральный мир необычной идеей: спектакли для участия
в нем отбирали люди, представляющие разные театральные профессии: режиссер, продюсер, критик и актриса, добившиеся известности. Пермяки
увидели самые интересные постановки российских театров и спектакль Питера Брука – живой иконы современного мирового театра, поставленный им в Театре Буф дю Нор в Париже.
Самым ярким, впечатляющим и удивительным стал этнофестиваль «КАМWА», в этом году он проходил в третий раз. Со всей страны (и даже из Финляндии) съехались музыкальные и театральные коллективы, модельеры, мастера народной культуры и создатели перформансов. Но при этом фестиваль получился очень органичным и цельным: Наталье Шостиной удалось сплести в единую ткань и аутентичность, и новую мифологию, и эзотерику.
А вот «Сердце Пармы» снова не стал впечатляющим событием, но потенциал имеет огромный. Не случайно вместе с фестивалями «Пространство режиссуры» и «КАМWА» он занесен в губернаторский список мероприятий, направленных на повышение престижа Пермского края.
Заметными явлениями года стали московские художественные выставки: «Предстояние/Deisis» и выставка работ Зураба Церетели. Но главным
событием года, бесспорно, стала выставка «Русское бедное».
Она ознаменовала собой появление новых технологий, в частности «культурную экспансию», осуществленную московским галеристом Маратом Гельманом и сенатором Сергеем Гордеевым. Выставке сопутствовала небывалая прежде пиаркампания с участием представителей власти, и в результате она побила все рекорды посещаемости – более 40 тысяч человек (то есть каждый 25-й житель Перми!). Равнодушных не было, спектр эмоций находился в диапазоне от радостного непонимания до воинствующего отторжения.
Все эти события, случившиеся в городе, привели к тому, что в конце года в Перми наблюдается непривычное оживление культурной жизни. Например, только на прошедшей неделе открылись сразу три художественные выставки: более 45 живописцев, графиков, фотографов показывают свои картины в торговом центре «Платина», галерея GREEN ART открыла экспозицию под названием «Ревизия», в галерее «Союзарт» начала работу выставка нашего земляка, ныне живущего в Германии скульптора Вячеслава Зайцева, «Чувство танца – танец чувств». И это только за одну неделю, в не самых лучших экономических условиях.
Если так пойдет и дальше, пермяки быстро изживут комплекс культурной провинциальности и всерьез начнут оспаривать у Екатеринбурга титул культурной столицы Урала.
Поделиться:
Все новости компаний