Газета
 22 декабря 2008, 00:00   880

Вопрос мотивации

Вопрос мотивации
Александр Гимерверт, депутат Пермской городской думы, генеральный директор ЗАО «Механический завод», заслуженный строитель России, – о глубине кризиса в России, точках роста экономики города и понятии сотрудничества власти и бизнеса.
Александр Гимерверт, депутат Пермской городской думы, генеральный директор ЗАО «Механический завод», заслуженный строитель России, – о глубине кризиса в России, точках роста экономики города и понятии сотрудничества власти и бизнеса.

Александр Леонидович, сегодня уже никто не отрицает того, что мировой финансовый кризис в существенной мере затронул и Россию. Какова Ваша оценка значения этого кризиса для России?
– Я считаю, что кризис в России будет более тяжелым, чем во многих странах. Потому что в США и Европе это финансовый, экономический кризис, а в России – системный. Я предполагаю, что он продлится 5–7 лет.
Кризис ударит абсолютно по всем – не только обычным людям, но и промышленности, товаропроизводителям. Это произойдет во всем мире. Но наша страна имеет ряд особенностей, ставящих ее в крайне невыгодную ситуацию.
В отличие от США и стран Европы, у России мало собственных инноваций, наши приоритеты экономического развития не связаны с промышленным производством: страна нацелена на добычу сырья, а не на его переработку. А это значит, что в своем развитии мы зависим от других стран. У нас нет внутреннего промышленного потенциала, а значит, выйти из кризиса нам будет сложнее, чем другим. Мы слишком быстро перескочили этап возможной диверсификации промышленного производства, по сути, превратились в потребительское общество при отсутствии интеллектуального и промышленного потенциала.
Второй фактор, осложняющий выход России из кризиса, – отсутствие конкурентной среды, стимулирующей развитие товаропроизводителей. В нашей стране так называемый переходный период, предполагающий достаточно активное участие власти в экономических процессах, был слишком коротким, бизнес очень быстро был оставлен наедине с самим собой, мечты о самодостаточности остались нереализованными. В результате мы имеем достаточно большое количество монополий в самых разных отраслях промышленности. Это плохо, потому что монополии не ориентированы на развитие, улучшение производимой продукции или услуг. В этой связи кризис является возможностью, позволяющей наверстать это упущение.
Какие же решения властей, на Ваш взгляд, являются сегодня приоритетными?
– Первое из них – это решение земельных вопросов. Земля – чрезвычайно важный ресурс в развитии промышленного производства, и власть должна делать все, чтобы бизнес развивался именно в нашем городе. Любые затраты, осуществленные в этом направлении, будут меньше потенциальной выгоды. Сейчас, в период кризиса, вопрос распределения ресурсов, траты средств, еще более ограниченных, чем раньше, стоит очень остро. Мы должны делать это так, чтобы обеспечить себе развитие в будущем, меньше думая о текущих потребностях. Иными словами, наши расходы должны носить инвестиционный характер. И здесь не избежать непопулярных мер, таких как сокращение рабочих мест, сокращение социальных расходов. В числе необходимых инвестиционных расходов – создание привлекательных условий для развития бизнеса – бизнеса, ориентированного на привлечение финансовых ресурсов, удовлетворение собственных потребностей в товарах и услугах.
Что же касается непосредственно кризиса, и нам, депутатам, и администрации города необходимо в режиме мониторинга постоянно отслеживать все процессы на промышленных предприятиях, в трудовых коллективах. К сожалению, существующая сегодня статистика не позволяет сделать своевременный и качественный анализ, а значит, вовремя принять адекватные меры.
Какие конкретно шаги можно здесь предпринять?
– Можно назвать несколько основных моментов, сдерживающих сегодня развитие бизнеса и, соответственно, нуждающихся в корректировке.
Первое – высокие ставки арендной платы и платы за землю. Я являюсь членом думской комиссии по выделению земельных участков. Так вот, за последние четыре месяца в комиссию не поступило ни одной заявки. Это говорит о том, что существующие условия неприемлемы для бизнеса, и эту ситуацию необходимо корректировать именно сейчас, в период кризиса. Необходимо создать преференции, которые приведут к некоторой сиюминутной потере бюджетных средств, но в будущем обеспечат развитие бизнеса, а значит, инвестиции в экономику Перми, а также увеличение налоговых поступлений.
Вторая проблема, тормозящая развитие бизнеса, – тарифы на услуги естественных монополий, а также тарифы на присоединение к сетям. Вопросы тарифного регулирования относятся к компетенции краевых и федеральных властей, однако город не должен дистанцироваться от них, в частности, мы имеем возможность инициировать принятие правильного решения. Я считаю, что наиболее стратегически верным было бы снизить нагрузку на бизнес, компенсировав за счет бюджета – пусть в форме рассрочки – часть тарифов на присоединение.
Так же – с помощью механизмов рассрочки или реструктуризации – должно быть снижено налоговое давление на товаропроизводителей.
И, наконец, власть должна принять активное участие в решении проблемы незавершенного строительства. В условиях кризиса «незавершенка» становится причиной замкнутого круга, когда строители не могут строить и, соответственно, продавать квартиры и выплачивать кредиты, что, в худшем случае, может привести даже к их банкротству. В настоящее время действует практика, при которой муниципалитет для своих нужд (расселение ветхого и аварийного жилья, предоставление квартир очередникам) выкупает у строителей квартиры, готовых квартир. Я убежден, что выкупать нужно незавершенное строительство со степенью готовности от 10 до 40 %, причем  практически по цене залога банка. Таким образом, удастся профинаисровать достройку и дать застройщику возможность вернуться на рынок.  Это принесет пользу всем: строителям – потому что они смогут достроить дом, продать оставшиеся квартиры, вернуть кредиты и развиваться дальше; муниципалитету – потому что, не дав заморозить стройку, он сохранит рабочие места, по-прежнему будет получать налоговые поступления в бюджет, снизит уровень социальной напряженности.
Какие отрасли, на Ваш взгляд, могут стать опорой для экономики Перми в период кризиса?
– Нам не следует уповать только на крупный бизнес по двум причинам: во-первых, он самодостаточен и не всегда нацелен на развитие, и, во-вторых, он управляется на межрегиональном или федеральном уровне, и городские власти не могут для него ничего сделать. Наша опора это, прежде всего, малый и средний бизнес – это та точка роста, которую муниципалитет может поддержать с максимальной отдачей. А таких точек роста, имеющих возможность стать приоритетными, у нас немало.
Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса – это реальный шаг к депомонолизации. Второе – это строительство. Роль городских властей здесь огромна: кроме поддержки отдельно взятой отрасли эти усилия приведут также и к снижению уровня социальной напряженности в обществе. И третье, на что мы можем опираться в условиях кризиса, – это производства, ориентированные на удовлетворение внутренних потребностей региона, поддержка местных товаропроизводителей.
Какие меры неэкономического характера необходимо принять в Перми с целью развития промышленности города?
– В период кризиса особенно остро стоит вопрос трудового воспитания молодежи, поскольку этот фактор – одна из основ экономического развития. Сегодня профессионально-техническое образование стало «немодным», а это приводит к острой нехватке профессиональной рабочей силы. Старое поколение постепенно уходит с предприятий, и сегодня мы попадаем в ситуацию, когда не можем производить даже то, что производили когда-то, не говоря о современных технологиях и инновационных разработках. Это сказывается на самодостаточности экономики региона и города, на потенциале ее развития, что приобретает особенное значение в период кризиса.
Поскольку федеральное законодательство не предусматривает возможности организации трудового образования в рамках школьной программы, необходимо сделать это вне школы, с помощью учебных комбинатов, которые будут созданы в каждом районе. Это предложение было рассмотрено на совете по промышленной политике при главе администрации г. Перми, разработана соответствующая программа, согласованная с краевой администрацией. Проект предполагает полностью бюджетное финансирование.
Разрабатывая программу внешкольного профессионального образования, мы стремились как можно сильнее приблизить ее к интересам молодежи, чтобы она была интересна, чтобы она мотивировала. В частности, в ее состав входит блок виртуального знакомства с профессией. Начало работы этой программы состоится уже в 2009 году, однако первые результаты станут видны только через три-пять лет.
Существует ли в городе механизм эффективного принятия решений в сфере промышленной политики?
– Можно констатировать, что на сегодняшний момент в Перми создана структура органов власти, позволяющая власти в сотрудничестве с бизнесом решать самые серьезные проблемы, связанные с развитием промышленности. Это связка комитет по экономической политике в составе Пермской городской думы, департамент промышленной политики, инвестиций и предпринимательства в структуре администрации Перми и совет по промышленной политике при главе администрации. Система этих органов объединяет в себе и законодательную, и исполнительную власть, что позволяет принимать решения и доводить их до исполнения, и вполне эффективно.
Каковы, по Вашему мнению, слабые места в работе властей?
– На мой взгляд, недостаточно эффективна принятая в городе система осуществления закупок. Сегодня, проводя конкурсы, мы получаем скромную экономию в затратах, но при этом теряем в качестве закупаемых товаров и услуг. Происходит это потому, что очень часто в конкурсах принимают участие – и выигрывают – посредники, а не прямые товаропроизводители. А это самое неблагоприятное – отток денег из города, так как это часто производители из других регионов. Такая ситуация, во-первых, прямое следствие того, что законодательство о проведении муниципальных закупок в качестве основного критерия отбора указывает только закупочную цену, во-вторых, в отсутствие контроля муниципалитета генеральных подрядчиков и особенно субподрядчиков, выигравших конкурс, по конечному качеству товаров и услуг.
Надо отметить, что в других регионах власти находят выход из этой ситуации. Бюджетные заказы здесь стараются размещать на местных предприятиях. Это дает мощную поддержку регионального бизнеса (масштабы муниципального заказа достаточно велики), сохранение бюджетных денег в городе, дополнительные поступления налоговых платежей в бюджет, рабочие места и так далее. Думается, это верная стратегия, и мною в адрес администрации города были направлены соответствующие предложения. Основа понятия сотрудничества власти и бизнеса – мотивация бизнеса на удовлетворение нужд общества.
Одной из наиболее горячих тем, обсуждаемых сегодня на городском уровне, является мастер-план Перми, представленный голландскими специалистами. Какова Ваша оценка этого документа?
– На мой взгляд, ряд идей, изложенных в мастер-плане, имеют смысл, однако предложения голландских архитекторов и планировщиков не адаптированы к пермским условиям. В частности, не учтена экономическая составляющая города – этакий концепт-кар без мотора – красиво, но нежизненно.
Есть и еще одна проблема. Мало разработать и утвердить пусть даже идеальный Генплан города – гораздо важнее придерживаться его норм в дальнейшем. Генплан Перми 1972 года содержал множество проектов, так и нереализованных до сих пор, например строительство коммунального моста через Каму в районе Мотовилихи. Однако, как мы видим, они остались не реализованы. Более того, развитие города отчасти сделало невозможным воплощение идей Генплана, что, видимо, возможно в нашем городе. В частности, строительство ТЦ «Айсберг» поставило крест на строительстве путепровода по улице Попова с Камского моста, не пересекающий улицы Коммунистическую и Ленина.
Какова Ваша оценка идеи выноса промышленных предприятий за границы города?
– На мой взгляд, мы находимся в ситуации ущемления промышленности по территориальному признаку. С целью освобождения земли в центре города администрация Перми намерена вывести промышленные предприятия города за его границы. Однако, сделав это, мы лишим Пермь рабочих мест, а ее бюджет – существенного объема налоговых поступлений.
Гораздо более эффективным решением связанных с этим проблем – экологических, территориальных – был бы вынос предприятий не за пределы города, а их перенос в специально созданные промышленные зоны. Такие примеры уже есть – Пермская кондитерская фабрика. Преимущество этого варианта в том, что предприятие переносится на место, уже оснащенное всеми необходимыми коммуникациями и другой инфраструктурой.
Поделиться:
Все новости компаний