Газета
 15 декабря 2008, 00:00   762

Полезная остановка

Полезная остановка
Управляющий филиалом ЗАО «Газэнергопромбанк» в г. Перми Любовь Юдина – о первой волне финансовой нестабильности, оптимизации кадрового состава банков и актуальности уменьшения рекламных бюджетов.
Автор: Кирилл Перов
Управляющий филиалом ЗАО «Газэнергопромбанк» в г. Перми Любовь Юдина – о первой волне финансовой нестабильности, оптимизации кадрового состава банков и актуальности уменьшения рекламных бюджетов.

Любовь Николаевна, какова Ваша оценка глубины финансовой нестабильности, затронувшей Россию?
– Банковская система России ощутила на себе серьезные последствия затянувшегося мирового финансового кризиса в сентябре – ноябре этого года. И сейчас можно говорить о том, что первая волна потрясений миновала.
Рассуждая о причинах колебаний финансово-кредитной сферы страны, нужно обратиться к истории вопроса. В последние три года Россия сделала огромный рывок в сфере розничного кредитования, получила развитие практика долгосрочного кредитования. Это стало возможным ввиду привлечения «длинных» международных денежных ресурсов. Дефицит финансовых средств, который наблюдается в ряде российских банков, возник в результате того, что существенной составной частью их ресурсной базы являлось международное финансирование, получение которого в новых условиях весьма затруднительно. В такой ситуации без поддержки государства далеко не все банки способны развивать свой бизнес. Банки с несущественной долей международного финансирования, имеющие устойчивых акционеров, оказались в более благополучном положении.
Мы знаем, что наша страна имеет стабилизационный фонд и золотовалютные резервы, за счет которых были снижены потери на международных рынках.
Сейчас действия по поддержке банковской системы обсуждаются на всех уровнях, чтобы избежать ошибок и не допустить дальнейшего негативного развития событий. В настоящее время работа по оценке глубины финансового кризиса продолжается, процесс не завершен. Но всегда надо помнить, что любой кризис имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Ведь данную ситуацию можно расценивать как накопление финансового и управленческого опыта. Если смотреть с точки зрения структурирования и «чистки» рынка, то кризис может этому способствовать. Кроме того, мы получаем дополнительный иммунитет и понимание того, что кризисы в мировой экономике не обойдут и Россию, которая является частью этой экономики, что позволит в дальнейшем учесть нынешние ошибки, а возможно, и предотвратить будущие кризисы.
В чем разница последствий кризиса для крупных и мелких банков, региональных и федеральных?
– Для мелких банков кризис, во время которого нельзя взять кредит, означал невозможность исполнить обязательства перед клиентами в течение нескольких дней. Несмотря на вроде бы небольшой промежуток времени, неизбежно возникла паника среди вкладчиков. Еще свежи в памяти воспоминания о кризисе 1998 года. Люди, опасаясь финансовых потерь, начали досрочно отзывать вклады, в результате разрыв между пассивами и активами банка еще больше увеличился. Сейчас сложно оценивать, но если бы клиенты, условно говоря, потерпели, то проблем могло бы быть гораздо меньше.
Федеральные банки в ситуации кризиса, конечно, имеют больше возможностей для закрытия образовавшихся «дыр». С другой стороны, и масштаб проблем крупного банка намного больше. Свою роль может сыграть доверие к банку со стороны местных властей и общественности. Все зависит от того, как долго «федерал» работает в том или ином регионе, насколько хорошо налажены связи с местным бизнес-сообществом, выстроена линия взаимодействия с городскими и краевыми властями.
Сейчас можно говорить об адекватных мерах поддержки, которую государство оказывает финансовой системе. Очень быстро принят закон об увеличении суммы по 100-процентному страхованию вкладов населения в сумме до 700 тыс. рублей, на практике это означает государственные гарантии для мелких вкладчиков. Также большим подспорьем является снижение налоговых ставок, что обеспечивает развитие реального сектора экономики. Ведь если урезаются инвестиционные программы предприятий, соответственно, меньше будет выдано кредитов. И так далее, по цепочке.
На мой взгляд, кризис – это остановка, которая позволит осмыслить направления для развития и оценить затраты для повышения эффективности.
Некоторые банки избежали банкротства, передав свои обязательства в более крупные, не изменив при этом вывески. Так ли это?
– Задача каждого руководителя в условиях кризиса – избежать социального взрыва. Неразумно доводить компанию до банкротства, разрушая наработанные годами схемы. Понимание этой тенденции есть как на уровне властей, так и на уровне бизнеса. Наглядным примером являются сделки с «КИТ Финанс», КБ «Связь-банк», КБ «Глобэкс» и т. д. Говоря о вынужденных продажах, стоит помнить о разумности таких действий. Действует простая схема: если ты не можешь содержать большой и дорогой автомобиль, ставить его на стоянку невыгодно. Выгоднее продать или сдать в аренду. Поэтому продажа активов в условиях кризиса – один из инструментов ведения экономической деятельности.
Один из последних примеров касается непосредственно нашего банка. В октябре Газэнергопромбанк стал владельцем 100 % акционерного капитала ОАО «Соб-инбанк», которому также принадлежат 100 % акций ООО «Русский ипотечный банк» и 49 % акций ОАО «Банк «Финсервис». Насколько мне известно, у Собинбанка не было серьезных проблем. Однако сейчас такая ситуация, когда для долгосрочного и успешного развития требуются существенно большие размеры капитала, а также наличие солидных и финансово устойчивых акционеров.
Если говорить конкретно о филиале Газэнергопромбанка в Перми, насколько существенно пришлось скорректировать планы его развития? От чего пришлось отказаться, были ли скорректированы какие-то ранее намеченные сроки?
– В данный момент мы идем в графике по открытию филиала и в декабре планируем начать обслуживать клиентов. Текущие задачи, поставленные перед командой филиала, выполняются. Вероятно, в 2009 году будут скорректированы планы по открытию дополнительных офисов, которые рассчитаны на продвижение розничных продуктов. Ситуация на рынке такова, что спрос в данном сегменте упал из-за снижения платежеспособности населения. Поэтому перспективы развития розницы сейчас неясны, и по итогам первого квартала 2009 года будем анализировать и уточнять планы развития. Все остальные планы – кредитование, вклады, зарплатные проекты, эмиссия пластиковых карт – остаются без изменений.
Насколько, по Вашим оценкам, масштабны кадровые сокращения в региональных банках и филиалах федеральных банков? Работники каких специализаций высвобождаются в первую очередь?
– Оптимизация кадрового состава – это не только сокращения. Очень многие закрыли прием новых работников, предложили уйти пенсионерам, прибегли к профессиональной переориентации сотрудников. Что касается высвобождений, то, по моему мнению, в первую очередь банки сокращают розничные блоки. Такие действия оправданы, потому что сегодня основные розничные продукты – ипотечное кредитование и автокредиты, а проблемы в обеих сферах очевидны.
Сегодня отмечается очевидная тенденция сокращения рекламных бюджетов банков. Разумно ли это, на Ваш взгляд, ведь кредитным организациям сегодня как никогда нужны новые клиенты?
– Я не соглашусь с точкой зрения, что сейчас нужно говорить о себе в большей степени, чем до кризиса. Реклама работает для продвижения конкретного продукта. Если продукт непопулярен в существующих условиях – та же ипотека например, то лучше подождать стабилизации.
Власти обвиняют банки в том, что, даже имея активы, они сейчас не кредитуют бизнес, «сидят на деньгах». Так ли это и насколько оправданна такая политика?
– Необходимо понимать, что кредитная политика – сложный инструмент, основанный на сбалансированности сроков возврата выданных средств. В случае корпоративного кредитования банк принимает риск того сектора экономики, какой он кредитует. Если сейчас возросла возможность невозврата, соответственно, ужесточились требования к заемщикам. Мы не можем позволить себе необдуманно вкладывать средства в экономику, которая показывает отрицательную динамику. Наоборот, выдаче кредитов предшествует тщательная оценка потенциала предприятия.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний