Газета
 01 декабря 2008, 00:00   925

Поднять планку

Поднять планку
И. о. руководителя архитектурно-планировочного управления администрации Перми Олег Горюнов рассказал «bc» о первых итогах работы возглавляемого им ведомства, методах повышения эффективности работы градсовета и формировании архитектурного облика города.
И. о. руководителя архитектурно-планировочного управления администрации Перми Олег Горюнов рассказал «bc» о первых итогах работы возглавляемого им ведомства, методах повышения эффективности работы градсовета и формировании архитектурного облика города.

Олег Валентинович, Вы возглавляете архитектурно-планировочное управление администрации Перми с лета этого года. Каковы первые результаты работы?
– С момента образования в администрации города Перми архитектурно-планировочного управления (сокращенно – АПУ) прошло не так уж много времени. Поэтому говорить о каких-то глобальных достижениях пока рано. Однако есть и успехи. Во-первых, мы учредили Бюро городских проектов. Это подразделение координирует деятельность по разработке нового Генерального плана Перми. Во-вторых, состоялся ряд встреч со студентами Пермского филиала Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества, а также с учащимися Пермского строительного колледжа. В планах – наладить аналогичное сотрудничество с ПГТУ и сельскохозяйственной академией.
Ведется разработка местных нормативов градостроительного проектирования, на выходе положение о содержании фасадов объектов капитального строительства в городе Перми. В режиме текущей деятельности ведется работа по рассмотрению и утверждению планировочных решений, рассмотрению проектов планировки, межевания.
Каким образом контролируется деятельность АПУ? Как в данный момент выглядит механизм взаимодействия управления с архитекторами и застройщиками?
– Деятельность архитектурно-планировочного управления администрации Перми ведется в рамках определенных документов, например Земельного и Градостроительного кодексов, Правил землепользования и застройки.
Взаимодействие с архитекторами и застройщиками ведется начиная с этапа разработки проектов планировки, подготовки градостроительных планов земельных участков. Проводятся встречи, на которых мы совместно определяем, как сделать так, чтобы объекты, с одной стороны, соответствовали необходимым нормативным требованиям, с другой – оставались уникальными и востребованными.
Большая работа проводится на заседаниях Градостроительного совета под председательством главы Перми Игоря Шубина. Я считаю, что деятельность этого совещательного органа является крайне необходимой и полезной для развития Перми. Несомненно, градсовет помогает выработать единую градостроительную политику по застройке города. Формат заседаний позволяет скоординировать намерения всех заинтересованных сторон, услышать и учесть множество мнений, рассмотреть комплекс вопросов. Здесь затрагиваются и решаются глубокие проблемы, формируется ни много ни мало философия застройки Перми. Только с появлением градсовета стало возможно найти точки соприкосновения между проектировщиками, управленцами, инвесторами и подрядчиками. Достичь соблюдения интересов всех сторон нам помогает диалоговая площадка совета. Я уверен, что это большой шаг вперед.
Помимо участия в заседаниях градсовета архитектурно-планировочное управление участвует в публичных слушаниях и встречах с населением Перми. Нам приходят сотни писем с архитектурными предложениями от граждан, застройщиков, инвесторов. Очень большое количество обращений поступает по сети Интернет. Мы открыты для любых предложений, ведь только так можно выстроить по-настоящему эффективную систему формирования архитектурного облика Перми.
Каким образом может быть организовано наиболее эффективное взаимодействие АПУ и других субъектов, вовлеченных в градостроительный процесс? Какие проблемы приходится решать совместно?
– Главной проблемой Перми я бы назвал недостаточно высокий уровень правовой культуры. Причем речь идет о недостаточном понимании современных тенденций как проектировщиками, так и инвесторами. Частое для нашего города явление – масштабные бизнес-проекты задумываются без учета прав третьих лиц. В результате возникают проблемы на стадии их реализации. Механизм проведения государственной экспертизы проектной документации не включает проверку соответствия границ земельных участков. Сегодня при работе с документацией нередко приходится сталкиваться с проблемами такого рода и решать их. Иначе городу не избежать втягивания в судебные тяжбы, чего допускать ни в коем случае нельзя.
Насколько четким сейчас является разграничение функций АПУ с другими департаментами и ведомствами, занятыми вопросами градостроительства и развития инфраструктуры Перми (ДПиРТ, ДИО)?
– В основном определение полномочий архитектурно-планировочного управления касается разграничения зон ответственности между нами и ДПиРТ. «Водораздел» четко сформулировал Игорь Шубин: АПУ занимается формированием архитектурного облика Перми. Как правило, в каждом городе существует структура, аналогичная нашей, и отрадно, что теперь краевая столица – не исключение. Главной задачей, поставленной перед АПУ, является разработка Генплана города. В свою очередь ДПиРТ занимается реализацией принятых градостроительных решений.
Что требует особого внимания с Вашей стороны в процессе ведения деятельности ведомства?
– Позволю себе некоторое отступление. Мне кажется, что в нашем городе существует некое упрощенное отношение к архитектуре. Например, мне приносят на утверждение проект городского сквера. Оценив явную неказис-тость будущего объекта, я спрашиваю: возможно ли построить такое в Амстердаме? Или Роттердаме? Берлине? Нет, отвечает разработчик, невозможно. А почему у нас можно? Нельзя занижать себе планку. Необходим коренной перелом в подходе к формированию городской среды. Понимание, что каждое здание, сквер будут долгие годы влиять на облик города и формировать его.
Каждый будущий объект – это кирпичик в формировании архитектурного облика. Именно поэтому одна из важнейших задач АПУ – контроль по выполнению решений градсовета. Судите сами: члены совета рассматривают и утверждают один образ здания, который презентовал разработчик. На этапе разработки рабочей документации проекта оказывается, что внесены изменения – меняются пропорции, отделочные материалы. Вроде бы мелочи, но это уже совсем другой проект. Далее, после начала строительства, также следует ряд упрощений – и от утвержденного градсоветом проекта не осталось и следа! Именно поэтому перед АПУ ставится задача наладить сквозной контроль по реализации проектов, которые одобрил градсовет. К слову, один из путей решения данной задачи – совместная работа с районными администрациями, что особенно важно в условиях большого, территориально растянутого города. Лучшим же контролером, на мой взгляд, должно стать понимание инвесторами, архитекторами, подрядчиками ответственности при реализации проектов любой сложности, желание создавать удобную, комфортную, неповторимую городскую среду.
Поделиться:
Все новости компаний