Газета
 01 декабря 2008, 00:00   1122

Где и как провести кризис

Где и как провести кризис
Программный директор телекомпании «Ветта» Игорь Чарный рассказал «bc» о смене трендов в период кризиса, возросшей роли бесплатных СМИ и актуальности увеличения рекламных бюджетов.
Программный директор телекомпании «Ветта» Игорь Чарный рассказал «bc» о смене трендов в период кризиса, возросшей роли бесплатных СМИ и актуальности увеличения рекламных бюджетов.

Игорь Борисович, Вы вернулись с Moscow TeleShow. Можно ли говорить, что форум задал некие новые тренды на телевидении?
– Да, я принял участие в работе Moscow TeleShow – крупнейшего в России и странах СНГ форума продавцов и покупателей телевизионного контента. В данный момент мы единственная компания Перми, которая показывает художественные фильмы и сериалы. Именно поэтому мне, как программному директору «Ветты», интересны все федеральные тенденции в этой сфере. Разумеется, центральным вопросом форума стало влияние кризиса на развитие СМИ вообще и телевидения в частности. Всех – и покупателей, и продавцов телеконтента – интересует, что будет завтра. Не секрет, что последние десятилетия отечественные каналы заимствовали зарубежные форматы. Конкретных передач называть не буду, но принцип «копания в грязном белье» был положен в основу ряда успешных до нынешней поры проектов. Теперь российский рынок ожидает смена приоритетов. И я очень рад, что «Ветта» еще год назад выбрала верное направление для развития. Сейчас федералы говорят о переходе на тренды, по которым мы работаем уже давно. Именно в период экономической нестабильности зритель хочет найти в телевидении друга и союзника, который поможет в сложную минуту. Кроме того, просмотр телевизионных программ сегодня – последнее бесплатное развлечение. В условиях кризиса этот тренд обретает новое звучание. Вспомните период перестройки – тогда перед телевидением ставилась задача удержать людей дома, показывая как можно больше художественных фильмов. И сейчас мы наблюдаем аналогичный процесс – только в других условиях, в период финансового кризиса. Причем «Ветта» работала в данном направлении и раньше.
Вы считаете, что телевидение сейчас сможет заменить другие виды развлечений?
– Разумеется, ведь бюджеты на развлечения будут неминуемо сокращаться. Средняя пермская семья и до кризиса не могла позволить себе часто посещать кинотеатры. Я прогнозирую значительное снижение доли развлечений формата out-door. Даже просто гулять по улицам, по-моему, жители города будут меньше. Параллельно ожидается сокращение количества информационных каналов – денег на подорожавшие газеты и журналы не останется. Единственным и бессменным источником информации в сегодняшних условиях станет бесплатное СМИ, а именно – телевидение. Так что роль телерекламы возрастет в разы по сравнению с докризисным периодом.
Но компании, в том числе пермские, урезают рекламный бюджет, ссылаясь на негативные последствия кризиса…
– До рынка Перми просто еще не дошло осознание, что сейчас время не уменьшать, а увеличивать рекламный бюджет. Сегодня в Москве все завешано свежей «наружкой» от банков. И это правильно: кто будет говорить о себе, тот и выживет. А отказ от рекламы похож на выдергивание пробки из днища лодки. Ведь зритель и, следовательно, получатель рекламной информации никуда не делся. Неизбежна лишь смена зрительских предпочтений. Ранее тон задавал американский способ жизни – именно способ, так как стиль имеет более широкое значение. А в способах американцы всегда руководствовались лозунгом «Все и сразу!». Сразу взять кредит на 200 лет, купить два особняка в три этажа, и в каждом гараже по «Ягуару». К чему это привело? К рухнувшей финансовой системе. Европейский принцип «заработал – купил» стал в разы актуальнее, и это естественным образом скажется на кинопредпочтениях. Я предполагаю значительный рост интереса к европейским фильмам. Неприятие американского образа жизни автоматически будет перенесено на образ американского героя в кино. К слову, на «Ветте» и раньше порядка 50 % контента составляла неамериканская продукция. А теперь эта цифра увеличится у всех каналов, в том числе федеральных, до 80 %. Но мы идем в данном тренде уже давно.
В связи с коррекцией зрительских предпочтений предполагается ли смена программной линейки канала?
– Весь программный ряд «Ветты» был сформирован еще до кризиса, и никаких изменений вносить не планируется. В первую очередь речь идет об отечественном кино периода последних 30 лет. Примерно в начале февраля обязательно сделаем еженедельную громкую премьеру по пятницам с дневным повтором в выходные. Любая пермская семья, независимо от доходов, сможет собраться пятничным вечером перед телевизором и посмотреть по-настоящему семейный фильм. То, что сейчас предлагают федеральные каналы под видом семейных комедий, вызывает стыд у родителей перед детьми. Поэтому возродить традицию семейных телевечеров на «Ветте» можно лишь показав действительно качественный продукт. То же самое касается мультфильмов – нужно что-то противопоставить яркому бессмысленному потоку круглосуточных каналов-аниме. Судите сами: еще год назад мало кто, кроме «Ветты», регулярно показывал советские мультфильмы. А теперь все чаще такой тренд выбирается федеральными каналами. Наша классика – добрые мультяшки, которые учат простым человеческим вещам, – сегодня стала актуальнее зарубежной продукции. Также на «Ветте» запланирован к показу ряд сюжетов в формате «социальный live» – о людях, которые добились в жизни успеха. Сейчас это главная задача телевидения – давать примеры жизненных ситуаций, из которых человек выходит победителем. Естественный вопрос «А я так смогу?» вызовет высочайший интерес аудитории. Не случайно приоритет отдается историям, которые человек может прожить вместе с персонажем телепередачи. Главный эффект – возможность примерить ситуацию на себя. Разумеется, мы не собираемся безответственно играть на нервах зрителя. Напротив, просмотр таких передач вполне может дать четкое понимание, как можно достичь уровня героев наших сюжетов.
Какие еще тренды будут актуальны в условиях меняющегося телерынка?
– Новое звучание сегодня обретут документальные исторические сериалы, ведь история помогает проанализировать опыт прошлого и избежать ошибок. В январе мы покажем сериалы о меценатах и об истории денежных реформ в России. Что касается последней
премьеры, то, мне кажется, просмотр этого исторического очерка даст больше, чем прочтение бизнес-журнала. Что касается ближайших планов, то в декабре «Ветта» покажет несколько крупных отечественных сериалов – четырехсерийный «Азазель» по мотивам произведения Бориса Акунина, «Русские в городе ангелов». 1 декабря начинаем показ 8-серийного фильма «Граница. Таежный роман». На мой взгляд, это один из лучших российских сериалов, сравнимый по уровню исполнения с «Твин Пиксом». И опять-таки главный тренд для «Ветты» сегодня – не смаковать подробности личной жизни знаменитостей, а показывать хорошее, доброе, вечное.
Сегодня подача телевизионного контента в Пермском крае отличается от аналогичного процесса в других регионах России?
– Важно понимать, что каждый регион имеет свой жизненный ритм, в канве которого живет большая часть населения. Например, в Москве люди толпятся в продуктовых магазинах, несмотря на то что на часах 22.30. Следовательно, у телевизоров в это время мало кто сидит. Поэтому федеральным каналам сложно сверстать программный ряд, учтя все предпочтения. «Ветта» же оказывается в более выигрышном положении – программирование для одного региона представляется гораздо более простой задачей. Но и в Перми нужно учитывать меняющиеся потребности общества. Для внесения корректив мы проводим исследования аудитории с привлечением социологов и маркетологов. По итогам мониторинга будет ясно, когда и во сколько выдавать в эфир тот или иной продукт. Верстать сетку вещания с учетом зрительских предпочтений нужно было всегда. Но в условиях меняющихся трендов научный подход позволит нам вычислить предпочтения именно нашего, любимого зрителя.
Что еще предполагается осуществить из разряда грандиозных планов?
– Я лично убежден в необходимости создания на «Ветте» бренда документального кино. Например, вдогонку сериалу о меценатах можно показать фильмы о наших благотворителях. Формат проекта будет простым – истории об интересных людях. А в Перми существует сообщество, заинтересованное в развитии подлинного документального фильма. Говоря «подлинного», я имею в виду противопоставление «жареным» сюжетам о знаменитостях, которые мы наблюдаем сегодня на федеральных каналах. Гораздо интереснее показать момент из жизни человека, который живет рядом с нами, увидеть его историю. В реализации проекта будет занят режиссер «Ветты» Алексей Романов – сам являющийся автором ряда документальных фильмов. Есть желание работать с пермскими студиями документального кино. Я думаю, у этого проекта большое будущее.
Вы говорили о возросшей роли СМИ и телевидения как развлекательного ресурса. Означает ли это, что все каналы в перспективе перейдут на гедонистический контент?
– Я имел в виду не только развлечение как цель. Развлекать можно по-разному. Например, наш «Утренний вестник» тоже развлечение, хоть и новостная программа. Суть вопроса, помимо прочего, кроется в подаче материала. Вспомните, как в США появился Микки-Маус. Веселая, улыбающаяся, добрая мышка-мультяшка возникла в период Великой депрессии в качестве попытки отвлечь людей от плохого. Тогда речь шла даже не о телевидении – впервые Микки-Маус стал радовать людей с экранов кинематографа. Но роль этого персонажа огромна – дать заряд чистого позитива. Сегодня «Ветта» тоже старается выступить таким же Микки-Маусом, но Микки-Маусом полезным. Мы не просто развлекаем, а приносим пользу зрителю, помогая пережить трудные времена. Если и есть еще какая-то цель, кроме непосредственно коммерческой, то нам она неинтересна.
Поделиться: