Газета
 17 ноября 2008, 00:00   1224

Гендель в ритме джаза

Гендель в ритме джаза
Джаз на органе в четыре руки можно было услышать на III Международном органном фестивале.
Джаз на органе в четыре руки можно было услышать на III Международном органном фестивале.

«Мы будем удивлять!» – так перед началом Ш Международного органного фестиваля сформулировала его кредо Галина Кокоулина, директор Пермской краевой филармонии. И первое, чем удивили, это количеством и составом участников.
Особенностью фестиваля стало присутствие крупных музыкальных коллективов: хора Казанской консерватории, Уральского государственного камерного хора под управлением Владислава Новика, Новосибирского камерного оркестра под управлением Алима Шахма-метьева. В концерте, открывающем фестиваль, приняли участие солисты Штефани Даш и Андреас Вагнер из Германии, Екатерина Лейдер, Алина Мухамеджанова, Андрей Пугачев из Казани. Более 100 артистов из 5 стран мира выступили в Перми в течение шести вечеров в Органном зале.
Для участия в фестивале приехали органисты Ансгар Валленхорст (Германия), Аарт Бергверфф (Нидерланды), Харт-мут Ромайер (Германия), Рауль Прието Рамирес (Испания), Эльке Фелькер (Германия), Дэвид Сангер (Великобритания). За каждым из этих имен тянется торжественный шлейф из побед на международных конкурсах и гастрольных турне по лучшим органным залам мира.
Но просто собранием знаменитых имен сегодня пермяков не сильно удивишь. Весь креатив был заложен организаторами в формуле, по которой проводился фестиваль, – «Орган +».
За шесть фестивальных вечеров можно было, например, услышать, как вместе звучат орган и рояль. Или – увидеть и услышать, как немецкий органист Ансгар Валленхорст со-здает импровизации по мотивам живописи русских авангардистов начала ХХ века. Для этого в Органном зале был установлен специальный экран. На нем же проецировались виды и пейзажи Великобритании во время концерта английского органиста Дэвида Сангера.
Еще один вариант сочетания – орган и хор, кроме всего, позволил услышать «Демественную литургию» Александра Гречанинова. Произведение это в своем роде уникальное. С одной стороны, написанная в традиционной форме с демественными (многоголосными) распевами и богослужебным текстом, «Литургия» предназначена не только для хора, но и для инструментального состава. В то время как каноны православия, в отличие от католических, не допускают звучания инструментов в церкви.
Присутствие на фестивале стольких музыкальных коллективов и певцов дало пермякам возможность услышать редко звучащие в концертном исполнении произведения, например сочинение В. А. Моцарта «Большая месса До минор для солистов, смешанного хора и оркестра».
Для искушенной публики предназначался и сюрприз: Эльке Фелькер, органистка кафедрального собора в городе Шпайер (Германия), и наша пермская органистка Евгения Камянская показали игру на органе в четыре руки. Причем исполнили они произведение Генделя «Аллилуйя» в джазовых (!) ритмах. Надо ли говорить, что все шесть вечеров в зале не было свободных мест.
По мнению Эльке Фелькер, бессменного художественного руководителя фестиваля, эти два года основной задачей фестиваля было заявить о пермском Органном зале как о достойной площадке для выступлений профессионалов европейского уровня. Но, по словам пермских организаторов фестиваля, они для себя сразу ставили более высокую планку. Отчасти этим объясняются упорно курсировавшие в кулуарах фестиваля слухи о возможной смене художественного руководителя. «Эльке Фелькер должна учитывать амбициозность города, – уверена Любовь Федорова, начальник комитета по культуре Перми. – Только так мы сможем продолжить совместную работу». Администрация города готова вкладывать деньги в фестиваль и выводить его на более крутую орбиту признанного миром международного проекта.
Тем более что время для этого самое подходящее. В Перми орган появился недавно, к тому времени все города-миллионники уже давно обзавелись собственными органными залами. Но ни одного более-менее заметного проекта за все время так и не появилось. Есть Органный фестиваль в Москве, но он ориентирован на молодых органистов, есть в Санкт- Петербурге, но он собирает только российских музыкантов. Таким образом, свято место пока остается свободным.
За последнее время это уже второе культурное событие, демонстрирующее успехи фестивального менеджмента Перми. В сентябре так же триумфально и при таких же переполненных залах в Театре-Театре прошло «Пространство режиссуры». Нетривиальная идея позволила собрать в Перми лучшие спектакли страны и даже привезти в наш город спектакль французского театра, поставленный Питером Бруком. Потенциальные возможности развития «Пространства режиссуры» огромны.
Все это настойчиво указывает на то, что городу пора думать о вложениях в глобальный пиар и о выстраивании инфраструктуры вокруг этих фестивалей. Ведь их грамотная раскрутка и развитие потенциала приведут к тому, что в России и в мире возникнет немало желающих увидеть все своими глазами. И здесь главное, чтобы не получилось так, как в Кунгуре, где власти вкладывают средства в реставрацию старинных зданий и улиц, а туристов в основном возят екатеринбургские тур-операторы. И, соответственно, оставляют в городе лишь малую толику полученных средств.
Поделиться: