Газета
 03 ноября 2008, 00:00   2135

Пять процентов

Пять процентов
Кадровые агентства Перми живут в условиях усиления конкуренции. Виной тому и кризис, и «несознательность» потенциальных клиентов.
Кадровые агентства Перми живут в условиях усиления конкуренции. Виной тому и кризис, и «несознательность» потенциальных клиентов.

Согласно проведенным «bc» исследованиям, на кадровом рынке столицы Прикамья действуют четыре федеральные и более 40 местных компаний. В последние годы этот сегмент демонстрировал успешное развитие. Так, по данным AVANTA Personnel, ежегодный прирост оборотов рынка рекрутмента за последние 5 лет составил в среднем 30–35 %. Причем наибольший подъем, по словам директора AVANTA Personnel Светланы Тюриной, наблюдался в 2004–2005 годах – примерно на 60 %. Именно тогда на сцену вышел ряд местных игроков, занявших впоследствии прочные позиции на пермском кадровом рынке.
Игроки. Осенью прошлого года на кадровом рынке Перми произошли заметные изменения. Крупнейшая компания по подбору персонала ООО «АНКОР-Пермь» и кадровый холдинг «АНКОР» в сентябре 2007 года завершили свое сотрудничество. Компания «АНКОР-Пермь» вступила в партнерскую сеть AVANTA Personnel и продолжает работать под этим брендом, а московский холдинг «АНКОР» открыл в Перми свой филиал. Таким образом, на сегодняшний день основными федеральными игроками на пермском рынке являются кадровый холдинг «АНКОР» и агентство по подбору персонала AVANTA Personnel. Обе компании сопоставимы по объемам своей деятельности, по приблизительным подсчетам аналитической группы «bc», на их совокупную долю приходится четверть пермского рекрутингового рынка. Услуги этих агентств эксперты оценивают как самые дорогие в Прикамье.
Международная корпорация Kelly Services, работающая в Перми два с половиной года (в России – с 1993 года, основана в 1946 году) и наряду с АНКОРом имеющая широкую филиальную сеть, также является агентством высокой ценовой категории. По совокупности показателей с Kelly Services сопоставима еще одна федеральная компания – IBC Human Resources, действующая в Перми на протяжении пяти с половиной лет и демонстрирующая свое успешное развитие. Так, по словам директора Пермского представительства IBC Human Resources Светланы Пугиной, ежегодный прирост бизнеса в течение последних двух лет составил почти 50 %.
Среди местных рекрутинговых компаний старейшими являются «Профи» – 10 лет на рынке, «Отдел Кадров» – 6 лет, «Партнер» – 6 лет и «Карьера-центр» – 5,5 года (до 2008 года – «Карьерист»). В числе агентств, вышедших на рынок за последние пять лет, эксперты выделяют такие, как «ЭлитаФин», «Сити» (кадровая консалтинговая компания), «Нужные люди», «Профессия», «Имидж Профи» и «Альтиус-Персонал».
Объемы. Емкость кадрового рынка трудно поддается оценке, и это связано не столько с конфиденциальностью подобной информации, сколько с существованием таких услуг, как лизинг персонала и аутстаффинг (выведение персонала за штат). Специфика расчетов по этим услугам не позволяет объективно отразить прибыльность работы компании. Кроме того, многие проекты федеральных агентств осуществляются с участием головного или нескольких региональных офисов, а также с привлечением сторонних подрядчиков. Несмотря на это, объем кадрового рынка Перми все же поддается расчету. По данным аналитической группы «bc», совокупная выручка от рекрутинговых услуг 15 крупнейших игроков Прикамья составляет порядка 55 млн рублей в год (расчет сделан на основе показателей текущего года, без учета услуг по обучению и лизингу персонала). При этом показатели федеральных и местных агентств могут отличаться в несколько раз. По имеющимся данным, совокупный годовой объем выручки остальных 25–30 игроков может составлять 10–12 млн рублей.
По количеству закрытых вакансий (то есть тех, на которые были подобраны специалисты) среди сетевых компаний лидируют АНКОР и AVANTA Personnel, средний же показатель составляет 66 закрытых вакансий за 9 месяцев текущего года.
Вакансии. Если рекрутируемый персонал разделить на три основные категории: а) руководители высшего звена, б) среднее звено и квалифицированные специалисты, в) персонал базового звена, то весь объем закрытых вакансий у федеральных агентств распределится по этим группам так: 15, 70 и 15 %. У местных же игроков несколько иная картина: 20, 50 и 30 % соответственно. Таким образом, у многих пермских компаний показатель по топовым позициям даже выше, чем у федеральных, но связано это скорее с относительностью заданных критериев.
Однако следует учесть, что поскольку заявки, поступающие федералам из центрального офиса, зачастую связаны с поиском крупными сетевыми компаниями руководителей на ключевые позиции в свои региональные офисы, то и уровень искомых специалистов по определению очень высок. Поэтому разница между федеральными и местными игроками в ценовом показателе (средней стоимости одного заказа) выглядит куда более существенной: это 79 тыс. и 31 тыс. рублей соответственно. Такой разрыв в немалой степени обусловлен широтой охвата сетевых рекрутеров, позволяющей им находить более редких и высококвалифицированных специалистов, а также общей ценовой политикой федералов.
Таким образом, разделение компаний на кадровом рынке заключается не столько в специализации агентств, сколько в масштабах их возможностей. Однако, как отмечает директор агентства «Отдел Кадров» Ольга Болотова, «не все клиенты готовы платить гонорары, которые требуют за свои услуги федералы, поэтому многие обращаются в местные компании».
Услуги. Все компании на кадровом рынке – клиентоориентированные, поэтому перечень предоставляемых кадровиками услуг полностью соответствует потребностям клиентов. В первую очередь это, конечно, рекрутмент, то есть поиск и подбор персонала. В линейке услуг как федеральных, так и местных компаний его доля весьма значительна – в среднем 75 %: от 40 % у «Сити» до 100 % у «Профессии» и «Партнера».
Тенденцией последних лет на региональном рынке эксперты называют развитие таких направлений рекрутинга, как эксклюзивный поиск (executive search) – подбор топ-менеджеров и редких специалистов и прямой поиск, или хэдхантинг. Однако в условиях кризиса, по мнению ведущего консультанта IBC Human Resources Романа Иванова, потребность в эксклюзивных услугах будет снижаться, особенно в финансовой сфере и девелопменте. Подбор временного персонала и массовые проекты по комплектации штатов практикуют AVANTA Personnel, Kelly Services, АНКОР и «Профессия». «Проекты по подбору временного персонала будут более востребованы в изменившихся условиях», – считает консультант по подбору персонала Kelly Services Надежда Ширинкина.
Приоритетным направлением в развитии своих компаний многие руководители считают аутсорсинг – ведение документооборота и управление кадровой политикой клиентов. Услугу эту в большей степени предоставляют «Сити», «Профи» и «Нужные люди» (до 20 % в объеме услуг). Приобретающий все большую популярность аутстаффинг активно практикуют Kelly Services (услуга Staff Leasing), АНКОР, «Сити» и AVANTA Personnel. Лизинг персонала не имеет широкого распространения на пермском кадровом рынке, и ведущее положение в этой сфере занимает АНКОР: доля лизинговых проектов в объеме общей выручки компании составила в этом году 40 %.
Все более востребованными на развивающемся рынке становятся обзоры заработных плат. По этой позиции в Перми лидируют «Отдел Кадров», AVANTA Personnel, АНКОР и «Карьера-центр». «Обзоры заработных плат – это прежде всего актуальная информация о состоянии рынка труда, получаемая из первоисточников – самих компаний, – поясняет Светлана Тюрина. – Такая аналитика помогает компаниям выстроить сбалансированную систему оплаты труда, привлечь и удержать ценных сотрудников».
По наблюдениям экспертов, интерес на рынке вызывает сейчас такой продукт, как аутплейсмент – организация увольнения сотрудников и помощь в их дальнейшем трудоустройстве. «Компании стараются сохранить репутацию и добрые отношения с увольняемыми сотрудниками, – говорит руководитель отдела рекрутинга агентства «Имидж Профи» Анна Лехтина. – Поэтому услуга будет востребована в ближайшее время».
Проблемы и тенденции. Очевидно, что с появлением на рынке сильных игроков конкуренция среди рекрутеров увеличилась. «Зная о конкуренции среди кадровых агентств, клиенты стали обращаться с одним заказом сразу к нескольким провайдерам, – рассказывает Светлана Тюрина. – Бывали случаи, что, рассмотрев все предложения и получив таким образом объективный срез рынка, клиент вообще отказывался от услуг рекрутеров и брал на работу кандидата, найденного своими силами».
По некоторым данным, на долю агентств приходится не более 5 % потенциальных заявок по поиску персонала.
Ирина Кожимова, руководитель отдела рекрутинга компании «Профи»:
– Не все управленцы пока осознали, насколько выгоднее препоручить свои кад-ровые проблемы профессионалам, и нам самим приходится порой воспитывать работодателей.
Тем не менее кадровый рынок является развивающимся. В борьбе за клиента линейку своих услуг расширяют практически все кадровые компании. Наиболее востребованными в последнее время становятся такие направления, как аутсорсинг, аутстаффинг, подбор временного персонала (вплоть до услуги «сотрудник на час»), а также обзоры рынка труда и заработных плат. Стремление к более качественному обслуживанию клиентов ведет к постепенной специализации консультантов внутри кадровых агентств, которая может проходить как по отраслям, так и по позициям кандидатов. В то же время дифференциация самих агентств, по мнению экспертов, не совсем оправданна. «Безусловно, специализация способствует быстрой и качественной работе с клиентами, – отмечает директор «ЭлитаФин» Мария Калинкина, – но наряду с классическими направлениями в финансовом секторе мы считаем необходимым вводить и новые пакеты услуг».
Одной из тенденций кадрового рынка является в настоящий момент ориентация на комплексность предоставляемых услуг. «Компании-клиенты хотят потреблять несколько услуг у одного провайдера, – комментирует ситуацию ведущий консультант кад-рового холдинга «АНКОР» Наталья Зайцева. – Например, помимо обычного рекрутмента получать также обзоры заработных плат, оценку персонала, консультации и т. д.». Упрощение процедуры отбора кандидатов отмечает директор департамента HR ГК «PRO-Центр» Надежда Пичкалева: «Руководители предпочитают смотреть человека в деле, а не мучить тестами, получает распространение практика пробных 2–3 дней работы в компании».
Недавно в арсенале кадровиков появился новый вид поиска кандидатов – через социальные сети Рунета («Вконтакте», «Одноклассники»). «Способ хорош в том случае, если есть заказ на редкого специалиста, возможно с каким-то узким образованием, – говорит Наталья Зайцева. – Плюс в том, что по этим сетям мы получаем более активные отклики, в то время как эффективность job-сайтов сейчас заметно снизилась».
Пять процентов
Поделиться:
Все новости компаний