Газета
 03 ноября 2008, 00:00   1022

Капля за каплей

Бензин подешевел, но чуда не произошло: в два раза цены не упали. Власти обратились к аналитикам, автолюбители – к юмору.
Бензин подешевел, но чуда не произошло: в два раза цены не упали. Власти обратились к аналитикам, автолюбители – к юмору.

С 28 октября 2008 года компания ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» снизила цены на автобензины и дизельное топливо при реализации через АЗС «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае. Цены на топливо в среднем снизились на 30–90 копеек за литр. Самый востребованный частными водителями бензин «АИ-95» подешевел на 30 копеек (1,2 %).
«В среде автолюбителей распространилась шутка, что бензин не дешевеет, потому что его делают не из нефти, – смеется водитель одной из аптечных сетей города Андрей Логинов. – С полного бака сэкономлю 12 рублей – и, как говорится, можно себе ни в чем не отказывать…».
Днем ранее, 27 октября, истекал 10-дневный срок, который глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев дал семи крупнейшим нефтяным компаниям страны на принятие мер по снижению стоимости топлива. Требование обосновано снижением мировых цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты: в Америке и Европе розничные цены на топливо за прошедший месяц снизились на 15–20 %.
«Это уже третье снижение цен на топливо, которое предпринимает наша компания за последние два месяца, – сообщил руководитель службы по связям с общественностью и государственными органами ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» Александр Филиппов. – Оно непосредственно связано с изменением мировых цен. Как социально ответственная компания, мы используем любую возможность для улучшения положения потребителей на территории региона. Если позволит мировая конъюнктура, корректировка цен продолжится и в будущем».
Вслед за ЛУКОЙЛом цены на автозаправках вынуждены скорректировать и другие участники рынка. Как сообщил заместитель директора ЗАО «Торговый дом ДАН» Александр Шакиров, компания снизит цены до конкурентного уровня.
«Мы принимаем происходящее как должное и готовы в будущем адекватно реагировать на изменение оптовых цен на топливо. Произошедшее понижение существенного влияния на финансовые показатели компании не окажет,» – отметил г-н Шакиров.
По словам и. о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Марины Кудрявцевой, после заявления о снижения цен
ЛУКОЙЛом от автолюбителей города стали поступать анонимные сообщения, что на некоторых заправках цены не только не снизились, но повысились.
Марина Кудрявцева:
– Мы обращаемся ко всем автомобилистам с просьбой по возможности фиксировать эти факты: фотографировать, сохранять чеки. Согласно письму, которое поступило в ФАС от ЛУКОЙЛа 25 октября, компания до конца месяца обязалась снизить цены, в том числе розничные, на 3–5 %. Если подтвердится факт повышения цен в этот период, возникнет основание для привлечения компании к административной ответственности за предоставление недостоверных сведений.
Параллельно УФАС продолжает расследование по делу, возбужденному в отношении компаний «ЛУКОЙЛ-АЭРО» и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Ведомство предполагает, что у нефтеперерабатывающего завода завышена рентабельность производства авиационного керосина. Для проверки расчетов, предоставленных ответчиком, приглашены эксперты, которые теперь оценят и обоснованность оптовых цен на бензин.
По мнению аналитиков Центра деловой информации, у государства в вопросе цен на топливо сложная позиция: с одной стороны, необходимо демонстрировать заботу о населении в деле обуздания монополий, с другой – любое снижение цены приводит к снижению налоговых сборов с продажи бензина. В начале октября президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заявлял, что, по его оценкам, доля акцизов и различных налогов в стоимости бензина на российских АЗС оставляет до 60 %, в то время как в США – 23 %. По данным экспертов центра, позиция краевой власти в этом вопросе сводится к требованию держать цены на бензин на уровне других российских регионов. В настоящее время это условие выполняется. По данным УФАС, на 24 октября в Пермском крае были не самые высокие в Уральском регионе розничные цены.
По мнению аналитиков рынка, масштабного снижения цен на нефтепродукты в России не стоит ожидать по ряду причин. Во-первых, несмотря на высокие цены, в стране не наблюдается снижения спроса на нефтепродукты. Во-вторых, российский рынок монополизирован – правила на нем диктуют вертикально интегрированные нефтяные компании. В-третьих, для кардинального снижения цен на нефтепродукты необходимо увеличить предложение бензина, для чего необходимо модернизировать отечественные НПЗ, которые изначально создавались для производства дизтоплива и мазута. Что же касается снижения с 1 октября экспортной пошлины на нефть и изменения методики ее исчисления, а также сокращения с 1 января 2009 года ставки НДПИ, то на формирование цен на бензин эти факторы не влияют.
Капля за каплей
Капля за каплей
Поделиться:
Все новости компаний