Газета
 27 октября 2008, 00:00   1430

Нагрузили кризисом

Нагрузили кризисом
Из-за финансового кризиса стабильно растущий до сих пор рынок грузовой и специализированной техники может сократиться на 10 %. Однако эксперты предпочитают не говорить о возможных проблемах.
Из-за финансового кризиса стабильно растущий до сих пор рынок грузовой и специализированной техники может сократиться на 10 %. Однако эксперты предпочитают не говорить о возможных проблемах.

На сегодняшний день в Перми, по подсчетам самих игроков рынка, продажами грузовой и специализированной техники занимается порядка 30–35 организаций. Среди них – производители, дилеры автозаводов, собственно продавцы автотехники, а также поставщики импортных подержанных автомобилей. В Перми и крае представлены все ведущие производители грузовых автомобилей. Но эксперты «bc» затруднились назвать лидеров этого сегмента рынка. По мнению генерального директора ООО «Про-Трейд» Сергея Вдовина, невозможно определить однозначных лидеров, поскольку «каждый продавец занимает свою нишу и имеет постоянных клиентов». Представитель ЗАО «Вольво Восток» в Пермском крае Владимир Чиликов уверен, что пальма первенства традиционно принадлежит производителям и продавцам отечественной техники ввиду относительно невысокой цены, доступности запасных частей и возможности проводить ремонт собственными силами. Третью точку зрения озвучил начальник отдела маркетинга ГК «Грузовая техника» Андрей Чебыкин. Он полагает, что наиболее успешными были компании, имеющие статус официальных дилеров, что позволяло им продавать технику на более выгодных условиях, недоступных прочим участникам рынка.
Эксперты также отмечают, что до недавнего времени спрос на технику был настолько велик, что конкуренция между компаниями практически не ощущалась. В этом плане ситуация в Пермском крае ничем не отличалась от общероссийской. «Последние несколько лет в стране опережающими темпами росли продажи специализированной автотехники для нужд строительной отрасли (автокраны, грейдеры, колесные экскаваторы и т. п.), а также легких коммерческих автомобилей, используемых в сфере услуг малыми компаниями и частными предпринимателями», – отмечает пресс-секретарь компании «Русские машины» Игорь Ваган. По словам специалиста, хорошо продавались седельные тягачи и крупнотоннажные грузовики для междугородных и международных перевозок. Мощности ведущих производителей (КамАЗ, МАЗ и «УРАЛ») были максимально загружены. На российский рынок активно выходили ведущие европейские и американские бренды. Началась экспансия азиатских производителей, особую активность проявили китайские автомобильные компании.
«Отечественные производители не справлялись со спросом со стороны строительных компаний и перевозчиков», – отмечает аналитик компании «Тройка Диалог» Геннадий Суханов. В Перми, как и во всей стране, основными потребителями грузовой техники, по словам экспертов «bc», были в первую очередь организации строительной отрасли. «Большие объемы производства в этой сфере определяли спрос на подобную технику», – поясняет Андрей Чебыкин. По словам Владимира Чиликова, в Пермском крае строителями приобреталось около 50 % всех грузовых автомобилей. В ЗАО «КамАЗ», по словам заместителя генерального директора Александра Гоголева, 35 % техники приобретали предприятия, занимающиеся ремонтом дорог, и столько же – предприятия строительной отрасли. Изрядную долю клиентов также составляли фирмы, занимающиеся грузоперевозками.
Не прокатило. До последнего времени большая часть техники приобреталась как юридическими, так и физическими лицами в лизинг. По данным экспертов, в 2006 году рынок лизинга в стране вырос по отношению к 2005 году на 83 %, в 2007 году – более чем на 50 % по отношению к предыдущему году. Эксперты предполагали, что в 2008 году объемы лизинговых операций вырастут еще на 40–50 % по сравнению с предыдущим годом. Ведущие производители грузовой техники создали специальные подразделения, помогающие потребителям приобретать машины с помощью таких финансовых операций. В Перми приобрести автомобиль в лизинг до недавнего времени также не составляло особого труда. По словам Владимира Чиликлова, в компании Volvo более 85 % техники приобретается с использованием схем лизинга, около 10 % – в кредит, оставшиеся 5 % – за полную стоимость.
Директор Пермского филиала ОАО «Руслизинг» Алексей Никитин отметил, что если раньше компания проводила операции как с частными, так и с юридическими лицами, то с возникновением проблем в банковской сфере перестала финансировать частников. В остальных случаях выросли сроки рассмотрения заявок, ужесточились требования к лизингополучателю, а на открытые кредитные линии банки пересмотрели ставки, в связи с чем лизинговые компании также вынуждены были поднять свои ставки в среднем на 5 % в год. По словам экспертов «bc», в финансовой сфере такие изменения происходят повсеместно.
Кризис не тетка. Сами продавцы грузовой техники неохотно признаются в том, что вслед за строительной отраслью кризис уже сейчас затронул их сектор. Лишь один из собеседников «bc» в компании, занимающейся продажами отечественных грузовых автомобилей, на условиях анонимности заявил, что с наступлением осени продажи сошли на нет.
На этом фоне мнения, высказанные другими специалистами, выглядят более оптимистично. Андрей Чебыкин отмечает, что спрос на грузовую технику по-прежнему сохранился, однако есть вероятность, что со временем рост рынка замедлится. «Сейчас можно с полной уверенностью говорить о том, что рынок грузовой техники в ближайшее время не увидит того роста, который показывал в последние годы, сложно точно предсказать, как изменится рынок, мы стоим на пороге кризиса», – комментирует эксперт.
О стабильном спросе заявляет и Сергей Вдовин, но при этом также оговаривается, что «в свете кризиса наблюдаются тенденции к снижению». «Желающих купить грузовик довольно много, но у всех общая проблема: нет денег и с заемными средствами ситуация сегодня сложная», – прокомментировал эксперт. В связи с этим стоит ожидать, что с рынка постепенно исчезнут мелкие компании и непрофессионалы.
Допуская возможность снижения темпов роста рынка, собеседники «bc» полагают, что это явление будет краткосрочным.
Александр Гоголев:
– Продажи сейчас действительно снизились, но со временем они все равно начнут расти, поскольку компании нуждаются в технике.
Это мнение разделяет и Владимир Чиликов: «Транспортная отрасль – это сфера, услуги которой будут востребованы в любых условиях. Спрос на грузовую технику велик, другое дело, что он несколько отложен. Предприятиям необходимо время для того, чтобы они смогли приспособиться к новым условиям рынка и, возможно, скорректировать свою деятельность». Эксперт также полагает, что сложившаяся ситуация может быть на руку покупателям, способным сегодня заплатить за машину. Свою мысль эксперт аргументирует тем, что в связи со снижением спроса автодилеры сократили сроки поставки автомобилей. «Для тех клиентов, у кого срок поставки имеет решающее значение при покупке, появилась реальная возможность приобрести машину без очередей», – поясняет г-н Чиликов.
Дилеры уверены, что новый подъем авторынка следует ожидать уже через полгода. «Думаю, что уже к весне мы сможем увидеть новый подъем, который компенсирует издержки кризиса», – заявил «bc» Владимир Чиликов. Насколько серьезно пострадает авторынок, аналитики прогнозировать не берутся, однако представители компаний, занимающихся продажами техники, уверены, что даже эти 6 месяцев переживут далеко не все. По мнению Александра Гоголева, за время кризиса рынок грузовой и специализированной техники сократится примерно на 10 %. Эксперты уверены, что в первую очередь пострадают субдилеры, которые не смогут предложить выгодные условия продажи.

Нагрузили кризисом

Нагрузили кризисом
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний