Газета
 20 октября 2008, 00:00   1552

Стратегия успеха

Стратегия успеха
Президент «Амкара» Валерий Чупраков – о целях на ближайшие годы, необходимости появления спонсоров и прозрачности футбольного клуба.
Президент «Амкара» Валерий Чупраков – о целях на ближайшие годы, необходимости появления спонсоров и прозрачности футбольного клуба.

Валерий Михайлович, в нынешнем сезоне «Амкар» находится в верхней части турнирной таблицы, и вероятность того, что в 2009 году клубу предстоит дебютировать в еврокубках, достаточно велика. Между тем «выход в Европу» требует от клуба больших вложений. Готова ли скромная, в недавнем прошлом «заводская» команда к таким переменам?
– Несмотря на то что название клуба, как и прежде, состоит из аббревиатур известных химических соединений, согласитесь, что на сегодняшний день «Амкар» уже больше нельзя назвать только заводской командой. Мы очень внимательно относимся к своим традициям и истокам, и многие из тех, кто был причастен к созданию команды, и сейчас тесно с нею связаны, но «Амкар» сегодня нужно воспринимать как краевую команду. Краевая – потому что признана всеми слоями общества Пермского края. Краевая – поскольку частично финансируется за счет средств краевого бюджета. И однозначно, что без этой поддержки нам бы не удалось достичь тех результатов, которые мы имеем сейчас.
Общеизвестно, что за всю свою четырнадцатилетнюю историю «Амкар» прогрессирует во всех отношениях – и по спортивным результатам, и по развитию инфраструктуры. При этом команда добивается достаточно высоких результатов, уступая большинству своих соперников по финансовому ресурсу. В 2003 году пермский клуб победил в первом дивизионе, хотя бюджет клуба был меньше, чем у доброй половины команд первенства. Сегодня, за шесть туров до окончания чемпионата, «Амкар» идет в лидерах премьер-лиги, хотя по финансированию мы скорее одни из аутсайдеров. Как неоднократно отмечали столичные спортивные эксперты, набранные очки достаются клубу дешевле, чем кому бы то ни было. Главное, чем мы можем гордиться, – в «Амкаре» выстроена эффективная система менеджмента, позволяющая за наименьшие деньги показывать наибольший результат.
В разные этапы истории мы ставили разные задачи и постепенно добивались их решения. Сегодня уровень эволюции клуба таков, что следующей ступенью развития может быть только борьба за самые высокие места. Да, сегодня «Амкар» близок к попаданию в еврокубковую зону, но готов ли «Амкар» стабильно, из года в год, подтверждать статус одного из лидеров чемпионата? Давайте говорить честно: не готов. Для этого требуется значительно большее финансирование.
Возможности краевого бюджета в части финансирования профессиональных спортивных клубов объективно ограничены. Если мы взглянем на верхнюю часть турнирной таблицы чемпионата, то увидим, что команд, финансируемых по большей части из региональных бюджетов, там практически нет. Очевидно, что для последующего развития клуба требуется появление спонсоров. Других путей здесь нет.
Футбольный клуб «Амкар» сегодня – это не только профессиональная команда. Это и детско-юношеская спортивная школа, и огромная армия болельщиков, и бренд Пермского края. Трудно переоценить те социальные и имиджевые функции, которые выполняет сегодня клуб. И в настоящее время есть реальный шанс постараться сделать клуб одним из ведущих в России, а Пермский край – одним из крупнейших футбольных центров России. Должны ли мы постараться воспользоваться этим шансом? Думаю, что да, но без поддержки со стороны промышленного сообщества и бизнеса Прикамья вряд ли сможем.
Конечно, можно оставить все как есть или, по крайней мере, отложить решение вопроса до лучших времен. Но завтра такого шанса может и не быть. Промышленное предприятие, если оно не развивается, не инвестирует в производство, утрачивает свои позиции на рынке. К сожалению, в этом смысле у промышленного предприятия и футбольного клуба мало отличий. Известно множество случаев, когда спортивные клубы в условиях отсутствия инвесторов переставали развиваться, и их ждало падение. Ряд таких клубов впоследствии потеряли статус профессиональных, а то и вовсе прекратили свое существование. В то же время российский футбольный клуб, в отличие от тех же промышленных предприятий, сегодня объективно не имеет возможности на извлечение прибыли и даже на самоокупаемость. Без серьезных материальных вливаний извне ни одному футбольному клубу не выжить.
Наиболее стабильными командами страны являются те, титульными спонсорами которых являются крупные финансово-промышленные группы, как правило монополии. Но крупные компании вкладываются в клубы из городов федерального значения, другие регионы их не интересует. Так что, по сути, для провинциальных клубов остается лишь один путь успешного существования – формирование надежного пула инвесторов из регионального промышленного и бизнес-сообщества. Именно такую схему сейчас небезуспешно пытаются развивать в Самаре. Надеюсь, что нечто подобное удастся реализовать и в Перми.
Для спонсоров в профессиональном спорте всегда важен результат. Какие задачи в случае появления у клуба необходимой спонсорской помощи по силам решить «Амкару» в ближайшие годы?
– Самые высокие задачи нельзя решить сиюминутно. Да, можно задаться целью во что бы то ни стало попасть в тройку призеров, вложиться в приобретение дорогостоящих игроков и при этом совершенно не думать о завтрашнем дне. К сожалению, российская футбольная история знает немало примеров, когда провинциальная команда «выстреливала», занимала высокое место в чемпионате России, а в следующем сезоне проваливалась в еврокубках, а порой, плюсом к этому, и вовсе вылетала из высшего российского футбольного эшелона. У «Амкара» иная стратегия: мы стремимся шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком выстраивать такую систему, которая обеспечивала бы поступательное развитие клуба. Очевидно, для того чтобы закрепиться в статусе одной из ведущих команд России, требуется определенный уровень развития клубной инфраструктуры, эффективная система подготовки футболистов. Мы стремимся решать эти задачи параллельно, многое удается. Но нужно признать, все эти годы спортивные успехи клуба опережали степень его инфраструктурного развития. Так что именно интенсивное развитие клубной инфраструктуры и качественное улучшение системы подготовки молодых футболистов сегодня являются приоритетными задачами для «Амкара».
При этом и наши спортивные цели нельзя назвать скромными. Согласно принятой нами Стратегии развития клуба, в течение пяти ближайших лет ФК «Амкар» должен закрепиться в числе пяти сильнейших футбольных команд страны и постоянных участников еврокубков. Очевидно, без материального подкрепления все эти задачи не решить. По нашим расчетам, для реализации Стратегии развития клуба в 2010 году бюджет клуба должен как минимум в два раза превысить уровень 2008 года. И мы приложим максимум усилий для того, чтобы эту задачу выполнить.
Сегодня все профессиональные клубы Прикамья пытаются найти спонсоров среди промышленных предприятий и бизнеса, в большинстве случаев – безуспешно. Что, на Ваш взгляд, может привлечь пермские предприятия стать партнером «Амкара», что они могут извлечь для себя из этого сотрудничества?
– Во-первых, это проявление социальной ответственности бизнеса. Вряд ли мы могли о ней говорить, если бы просили деньги исключительно на содержание профессиональной команды, на питание и оплату зарплат футболистов. В нашем же случае речь идет о сохранении и развитии той огромной социальной функции, которую выполняет клуб. Сегодня зачастую принято противопоставлять массовый и профессиональный спорт, но, на мой взгляд, они не могут существовать отдельно друг от друга. Мы направляем немало ресурсов на развитие детско-юношеского футбола, организуем или поддерживаем проведение массовых спортивных мероприятий, и вообще, считаю, делаем немало для популяризации массового спорта и здорового образа жизни. Убежден, если кто-то вложится в «Амкар», то он не просто освоит средства, запланированные на благотворительность и социальную ответственность, а сможет своими глазами увидеть и оценить полученный эффект от произведенных затрат.
Во-вторых, это вложение в поддержание и развитие благоприятного имиджа Пермского края, о чем в последнее время говорится очень много. Пермь как один из крупнейших футбольных центров в стране – чем не мотив? Уверен, успешные выступления «Амкара» на российской и, возможно, европейской арене, развитие детско-юношеского спорта, повышение качества футбольной инфраструктуры – все это будет способствовать росту имиджа Пермского края, что важно для работающих в регионе промышленных предприятий и бизнеса.
Наконец, это банальный имиджевый эффект для предприятий-спонсоров. Очевидно, чем выше результаты, показываемые клубом, тем больше внимания к нему со стороны федеральных телеканалов, тем выше отдача от рекламы наших спонсоров и партнеров. Думаю, излишне говорить о том, насколько увеличится этот эффект в случае выхода клуба на европейскую арену. Кроме того, российский футбол не стоит на месте, ежегодно мы видим положительные изменения, к примеру в вопросах развития качества и количества телетрансляций матчей российской премьер-лиги. Все это повышает престижность спонсорства и эффективность рекламы.
Зачастую, как известно, потенциальных спонсоров отпугивает непрозрачность финансовых вопросов в профессиональном спорте. Как быть с этим аспектом?
– Вот этот вопрос уж точно неактуален для пермского футбольного клуба. «Амкар» максимально открыт и прозрачен. Достаточно сказать, что в этом году мы первыми из провинциальных российских клубов открыли свой бюджет. Если компания или физическое лицо изъявит желание стать спонсором клуба, то получит полный контроль над расходованием этих средств. Мы готовы говорить о различных конфигурациях взаимоотношений с нашими спонсорами, вплоть до их участия в управлении клубом. В любом случае ни одна копейка не будет потрачена против их воли и желания и не уйдет в пустоту.

Поделиться:
Все новости компаний