Газета
 13 октября 2008, 00:00   1093

Порадовали город

Порадовали город
В Перми завершил работу Международный театральный фестиваль. Зрители смогли увидеть сразу несколько великолепных постановок.
Автор: Кирилл Перов
В Перми завершил работу Международный театральный фестиваль. Зрители смогли увидеть сразу несколько великолепных постановок.

«Пространство режиссуры» – так назывался фестиваль-форум, проходивший с 3 по 7 октября в Перми. Полные залы, восторг публики, отличная игра актеров. Все подобные эпитеты в данном случае более чем уместны.
Как правило, успех (или не-успех) любого подобного мероприятия во многом определяет идея, заложенная в его основу. В случае театрального фестиваля это принцип, по которому выбираются спектакли. По словам Бориса Мильграма, министра культуры Пермского края и организатора фестиваля, такой системы, как у пермского «Пространства режиссуры», театральный мир еще не знал. Сначала были определены отборщики, которым предстояло определить список спектаклей, и в этом есть некоторое сходство с методами современных кинофестивалей. Но в отличие от них отборщиками «Пространства» стали люди, представляющие разные театральные профессии и добившиеся известности. Спектакли отбирали режиссер Адольф Шапиро, актриса Инга Оболдина, продюсер Ильшан Мамедов и критик Анатолий Смелянский.
При этом они должны были выступать и в роли модераторов в ходе обсуждения спектаклей, обосновав свою позицию: почему выбрана именно эта постановка и какое она имеет значение в контексте театральной жизни страны. Генеральным спонсором фестиваля выступил на глазах набирающий обороты фонд «Аллея звезд».
В Пермь были привезены 4 спектакля: два из Москвы, один из Магнитогорска, один из Парижа.
Работы, выбранные «авторским» методом, оказались очень разными и уже поэтому интересными. Все они представляли определенные направления современного театрального процесса. На правах хозяев фестиваль открывал Пермский академический Театр-Театр музыкальным спек-таклем по мотивам романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Свежее, актуальное прочтение классики в постановке «Гроза» (выбор Инги Оболдиной) представил Магнитогорский драматический театр. Тяжелый и мрачный «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева стал основой для светлого жизнеутверждающего спектакля, который поставил Миндаугас Карбаускис. Пример очень качественной антрепризы показал независимый театральный проект Эльшана Мамедова. Несмотря на высокую цену билетов, публика просто ломилась на «Игру в правду». Французская пьеса, переписанная с учетом современной российской жизни, юмор и самые известные артисты страны – Куценко, Апексимова, Марьянов, Юшкевич – все это заранее определило зрительский успех. Полной противоположностью антрепризе стал для пермяков спектакль Питера Брука – этого человека можно назвать живой иконой современного мирового театра, и он во многом определил его развитие. Сегодня он руководит международным центром театрального творчества «Театр Буф дю Нор» в Париже. Сам мэтр в Пермь не приехал, но интерес пермяков к его спектаклю «Сизве Банзи умер» был большой. И это несмотря на то, что спектакль шел на французском языке в сопровождении русских титров, на сцене присутствовали всего два актера и почти не было декораций. Спектакль можно назвать социальным. Но весьма болезненную историю про то, как человек вынужден отречься от своего имени ради жизни и работы, режиссер рассказывает без нажима и агрессии. Его больше занимает состояние души и внутренний мир героев.
И все-таки, несмотря на то что эти дни город жил театром и пермская публика получила возможность увидеть самые интересные спектакли страны и мира, фестиваль в первую очередь был предназначен для режиссеров. И здесь Борису Мильграму в полной мере удалось воплотить свою задумку – собрать вместе режиссеров, поработать и пообщаться, найти пути продвижения в профессии. Более ста участников из разных городов страны приняли участие в до предела насыщенной программе фестиваля. В обсуждениях спектаклей, работе лаборатории, да и просто в общении на равных участвовали признанные мастера сцены и молодежь, а также студенты театральных отделений вузов Перми и группа московских студентов, специально приехавших на «Пространство режиссуры». Из них больше всего повезло пяти начинающим режиссерам, которым предоставили право в рамках фестивальной лаборатории поставить 20-минутные спектакли не с сокурсниками, а с профессиональными актерами. После этого состоявшиеся и признанные режиссеры подробно проанализировали работы своих молодых собратьев по цеху.
«Обычно фестивали – это достаточно праздное проведение времени, на десяток спектаклей приходится лишь один хороший, а доклады скучны и неинтересны, – рассказал известный российский режиссер Адольф Шапиро. – Я и сюда ехал только из уважения к Борису Леонидовичу Мильграму. Но ваше «Пространство режиссуры» – это лучшее из того, что я видел за последние несколько лет. Главное – у фестиваля есть концепция, он поставлен как спектакль, то есть имеет замысел, конструкцию и мысль. Организация просто блестящая, эти дни стали одновременно и театральным праздником, и деловым форумом».
Следующий фестиваль «Пространство режиссуры» пройдет в Перми в 2010 году. Объясняя, почему будет пропущен следующий год, Борис Мильграм признался, что не был уверен, удастся ли воплотить достаточно сложную концепцию фестиваля на должном уровне. И на всякий случай запланировал перерыв. Но столица Пермского края не останется без театрального праздника. В 2009 году Пермь станет местом проведения другого не менее интересного фестиваля. Его название – «Территория», это креатив-соединение театрального, музыкального и пластического искусства, его организаторы – Кирилл Серебренников, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Роман Должанский.
А фестиваль «Пространство режиссуры» вернется к нам через два года, но подготовка к нему начата уже сейчас. Дело в том, что 2010 год во Франции будет годом России, и вполне возможно (сейчас идут переговоры с Министерством культуры Франции), что следующими модераторами фестиваля станут французы. И по традиции это будут режиссер, актер, продюсер и критик.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний