Газета
 06 октября 2008, 00:00   1630

Оцифрованный Иисус

Оцифрованный Иисус
В Усолье открылась уникальная выставка: художники собрали лики святых из лиц наших современников.
В Усолье открылась уникальная выставка: художники собрали лики святых из лиц наших современников.

В Усолье, в палатах Строгановых, открылась самая удивительная выставка современного искусства последних лет «Предстояние.Deisis». На ней представлены образы святых, созданные с помощью современных технологий. В конце октября выставка переместится в Пермь. О проекте корреспонденту «bc» рассказал один из ее авторов – религиовед, историк Роман Багдасаров.
Что означает название проекта «Предстояние.Deisis» и в чем его суть?
– Деисус в иконографии – это икона или группа икон, на которых изображен Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем. Деисус может включать в себя изображения апостолов, святых отцов, мучеников. Но мы подчеркиваем свое отличие от иконы и поэтому называем так, на греческий манер – Deisis. Проект создавался в течение четырех лет, начиная с 2000-го. Идея принадлежит Виктору Бондаренко, известному российскому собирателю и ценителю современного искусства. Он же является обладателем одной из самых больших и интересных коллекций русских икон.
Когда Бондаренко поставил задачу с помощью современных технологий создать образы святых,  Константин Худяков и я оказались в довольно сложной ситуации. Эта задача была настоящим творческим вызовом. Ведь образы должны были быть серьезными, а не какой-то пародией, карикатурой, чем пробавляются 90 % «актуальных» художников. Причем главная сложность состояла далеко не в этом.
До сих пор полностью проект нигде не выставлялся.
Изображения, созданные вами, – это иконы цифрового века?
– Мы создавали реконструкции портретов святых, а не иконы. Настоящие иконы создаются не художниками и даже не иконописцами, а живой связью между святым и тем, кто к нему обращается. Конечно, мы не исключаем, что наши работы такой связью могут послужить. Но это уже зависит не только от Худякова, Бондаренко или меня. Это зависит от тех, кого мы изобразили.
Что представляют собой экспонаты выставки?
– У нас есть мультимедийная часть и картины. Картины – это авторские принты, покрытые лаком. Размеры в среднем: 160x110 сантиметров, но есть и больше. Например высота образа Иисуса 2,1 метра. Всего в Усолье 28 принтов. Вторая часть – это видеоинсталляция под музыку, где изображения проецируются на гипсовую маску, один образ сменяется другим, звучит текст.
А как относятся к вашей выставке представители Православной церкви?
– После выставки в Третьяковской галерее в Москве был выпущен огромный альбом, предисловие к которому написал дьякон Андрей Кураев. А название нам предложил на предварительном обсуждении протоиерей Всеволод Чаплин. Я православный христианин и с 17 лет себя от Церкви не отделяю. Для меня этот проект, наверное, самое лучшее, что я мог бы для нее сделать.
Какова технология создания образов?
– Это делалось Константином Худяковым с помощью уникальной методики. Вначале был создан банк данных на базе 350 моделей. Причем их лица были отсняты с очень высоким разрешением – частями по специально расчерченной сетке. Получилось около 60 тысяч фотографий. Затем по принципу фоторобота Худяков собирал из лиц наших современников лица святых, используя компьютерные программы. Я составлял для него исторические описания, как они выглядели или могли бы выглядеть. Где это возможно использовались прижизненные портреты. Например, в случае императора Константина Великого существуют монеты, где отпечатано его лицо.
В описания входила не только внешняя характеристика, но и детали биографии, психологичес-кие черты, восприятие каждого персонажа в разные эпохи. В итоге появились довольно большие эссе, которые составили текстовую часть альбома.
Константин Худяков создавал, однако, не антропологическую, а культурно-антропологическую, художественную реконструкцию – оригинальное видение святого на основе объективных данных. В каждом из лиц сосредоточены десятки других, ретушированные и смикшированные. Технология неразделима здесь с концепцией, ведь апостол Павел говорит в своих посланиях: «Вы – тело Христово, а порознь – члены». Эту метафору мы сделали зримой.
В результате изображения получаются плоскими?
– Они совсем не плоские, хотя и существуют вне перспективы.
Если говорить о проекции, то некоторые исследователи полагали, что для иконы более характерна обратная перспектива, якобы именно она отражает реалии духовного мира. Мы же отказались и от прямой, и от обратной перспективы и вообще увели образы в ортогональную проекцию. Объект создавался из множества деталей, элементов, фактур, каждая из которых в отдельности имеет свою, отличную от остальных точку цифровой съемки и, как следствие, точку наблюдения для зрителя. Каждый участок полученного в итоге изображения имеет автономный источник освещения, что создает эффект тотальной дискретности (таких источников на каждом портрете тысячи), практически недостижимый в традиционной живописи, графике, скульптуре или фотографии. Это объясняет впечатление «нереального» света, отражающего созданный таким способом образ. Каждый фрагмент портрета, по которому скользит взгляд зрителя, воспринимается словно из бесконечно удаленной точки – так же, как изображение в целом.
Чем определялся выбор тех или иных святых?
– Они у нас, в принципе, все совпадают с четырьмя делениями русского иконостаса. Прародители – Адам, Ева, Ной, его сыновья. Далее то, что называется пророческий чин: Моисей, Царица Савская. Мы берем не только израильских пророков, а духовных учителей всего мира. Но с одним условием: их изображение должно было уже существовать в христианском искусстве до нас. Это наша дань традиции. Но даже при таком условии нашлось место и для Заратуштры, и для Гиппократа, и для Александра Македонского. Все они в христианском искусстве изображались.
А какие еще персонажи у вас имеются?
– Третий разряд – круг людей, непосредственно знавших Иисуса. Это Иоанн Предтеча, Мария, Петр и Магдалина. Далее идут новозаветные святые, из которых мы выбрали наиболее характерных. Из мучеников у нас представлен Георгий, из чудо-творцев Николай Мирликийский, из преподобных Серафим Саровский. Из святых царей – первый и последний христианские самодержцы Константин и Николай II.
Созданы были и другие образы, например образ Златоуста (его впервые выставил галерист Бенаму в этом году), но в основную экспозицию они не вошли. Нигде не выставлялся образ Андрея Рублева, мы планируем его впервые показать у вас. А одна реконструкция сделана для Перми адресно и тоже будет впервые представлена в конце октября.
Это Стефан Великопермский?
– Не спрашивайте, не скажу! Что это за портрет, можно будет узнать лишь на выставке в Перми.
Поделиться:
Все новости компаний