Газета
 29 сентября 2008, 00:00   1986

По волнам

По волнам
Оставаясь одной из важнейших отраслей промышленности Прикамья, машиностроение демонстрирует нестабильные результаты работы.
Автор: Кирилл Перов
Оставаясь одной из важнейших отраслей промышленности Прикамья, машиностроение демонстрирует нестабильные результаты работы.

Машиностроение является одной из основ экономики Прикамья, по объему оборота оставаясь четвертой отраслью промышленности после добывающей промышленности, энергетики и металлургии. Ее доля в совокупном обороте экономики Пермского края составляет около 3 %, приблизительно таков же ее вклад в объемы поступлений налога на прибыль в региональный бюджет.
В абсолютном выражении совокупный годовой оборот региональных машиностроительных предприятий составляет более 30 млрд рублей (в 2007 году), ежегодно в номинальном выражении увеличиваясь примерно на четверть. В то же время физические темпы роста объема производства отрасли гораздо ниже. В предыдущие два года, по данным Пермьстата, индекс производства машиностроения колебался на уровне 104–104,5 %, до этого на протяжении двух лет в отрасли и вовсе отмечалась нестабильная динамика (в частности, в 2005 году – спад на 24 %). В результате, по данным Пермьстата, сегодня физический объем производства машиностроения составляет лишь половину от уровня 1995 года. То же самое касается и отдельных видов продукции отрасли.
Впрочем, текущий год несколько меняет сложившуюся картину. По итогам января – августа 2008 года официальная статистика зафиксировала увеличение физического объема производства машиностроения на 10,4 %. Этот показатель превышает средний по промышленности, составляющий 107,6 %. Соответственно рост оборота машиностроения в номинальном выражении составил 128 % (152 % в целом по промышленности).
Сильной стороной отрасли является невысокая степень изношенности основных фондов. По данным Пермьстата, в настоящее время этот показатель составляет порядка 40 % и имеет тенденцию к снижению.
В ситуации сокращения численности занятых в экономике Прикамья машиностроение также не избежало аналогичной тенденции. Так, с июля 2007 года по июль 2008-го число занятых в машиностроении сократилось на 1,5 %, что в целом соответствует среднему по региону темпу (1,3 %).
Финансовые результаты отрасли в 2008 году демонстрируют негативную динамику. Объем чистой прибыли, полученной машиностроительными предприятиями Прикамья, в январе – июле 2008 года составил 1,9 млрд рублей, что лишь на 2,6 % превосходит аналогичный показатель прошлого года, да и этот прирост нивелируется инфляционным фактором. В то же время в целом по экономике региона, согласно данным Пермьстата, совокупный финансовый результат увеличился несравнимо более значительно – в 2,3 раза. Несмотря на то что три четверти всех предприятий отрасли работали с положительной рентабельностью, удельный вес машиностроителей, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, по итогам января – июля 2008 года был весьма велик – 43 %. Основная часть этого долга приходится на задолженность поставщикам. Примечательно, что абсолютный объем просроченной кредиторской задолженности отрасли остается постоянным, не снижается.
Тем не менее и абсолютный уровень заработной платы в отрасли, и темпы ее роста превышают средние по экономике региона показатели. По информации Пермьстата, средняя начисленная зарплата в июле 2008 года составила в машиностроении 19,4 тыс. рублей, тогда как в среднем по региону – 15,7 тыс. руб-лей. Темпы роста этого показателя с июля 2007 года по июль 2008 года составили 139,1 % и 133,9 % соответственно.
Характерно, что ряд качественных показателей машиностроения находятся на достаточно невысоком уровне.
По показателю производительности труда, рассчитанному как оборот отрасли, приходящийся на одного работника, машиностроение занимает одно из последних мест среди всех отраслей промышленности. По итогам первого полугодия абсолютное значение производительности труда составляло 0,5 млн рублей, тогда как в нефтехимии – 13 млн рублей, в добывающей промышленности – 4,2 млн рублей.
Несколько лучше, но все-таки не позитивно выглядит ситуация с показателем удельных инвестиций в основной капитал (объем соответствующих вложений, приходящихся на рубль произведенной продукции). Для машиностроения этот показатель составляет 4 копейки на рубль произведенной продукции, для химической промышленности – 12 копеек, металлургии – 9 копеек. Говорить о существовании перспективы улучшения картины можно лишь с оговоркой. Конечно, итоги текущего года обнадеживают. По данным официальной статистики, совокупный объем вложений в основной капитал машиностроительной отрасли в январе – июне 2008 года (более поздние данные отсутствуют) увеличился в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 817 млн рублей. Однако анализ инвестиционной активности предприятий машиностроения показывает нестабильность ее динамики: в 2007 году отрасль демонстрировала сокращение объема инвестиций на четверть.
В итоге по результатам составления отраслевого рейтинга («Время перемен», «bc» № 36 (202) от 15 сентября 2008 года) машиностроение заняло одно из мест в середине шкалы. Дальнейшее развитие этой отрасли может быть связано с развитием производственного потенциала, однако нестабильность финансовых результатов и, как следствие, вложений в развитие производства не дает уверенности в том, что это произойдет.

По волнам
КОММЕНТАРИИ
По волнам
Юрий Уткин, заместитель председателя Правительства Пермского края.
– Как Вы оцениваете состояние машиностроительной отрасли Пермского края?
– Машиностроительная отрасль Пермского края представлена более чем ста крупными и средними предприятиями. Наиболее значительные из них – это ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «НПО «Искра», ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского», ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель», ОАО «Камкабель», ОАО «Инкар», ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Морион» и множество других. При этом на предприятиях отрасли занято 83,7 тыс. человек, что составляет 32 % от числа занятых в Прикамье. Машиностроительный комплекс края отличается большим разнообразием выпускаемой продукции и охватывает практически все подотрасли машиностроения: авиа- и судостроение; горношахтную, электротехническую, энергетическую, нефтепромысловую, транспортную, приборостроительную, средства связи, кабельную продукцию, пищевое оборудование, сельскохозяйственное. Особое место в машиностроении региона принадлежит предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Во времена СССР выполнением оборонных заказов было занято 80 % машиностроительных производств. И в настоящее время край занимает одно из ведущих мест в мировых разработках и производстве артиллерийских систем, авиационных и ракетных двигателей и боеприпасов, также предприятия ВПК освоили выпуск и разнообразной продукции гражданского назначения.
В машиностроительных производствах за 8 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года наблюдается рост производства: в производстве транспортных средств и оборудования – 116,9 %, в производстве машин и оборудования составил 110,4 %, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 105,4 %.
Какие основные проблемы тормозят развитие машиностроения?
– Относительно низкий уровень рентабельности производства, высокий уровень энергоемкости и металлоемкости производства, длительный производственный цикл и, как следствие, длительный период возвратности инвестиций. Рентабельность этой отрасли значительно отстает от других секторов экономики. Если в металлургии рентабельность доходит до 40 %, в сырьевых отраслях до 25 %, то в машиностроении, в лучшем случае, рентабельность составляет 3–4 %. А по производительности труда  имеется десятикратное отставание, например, от американского машиностроения.
Каковы особенности машиностроения Пермского края по сравнению с другими регионами?
– Пермский край является крупнейшим центром Российской оборонной промышленности, авиационно-космической промышленности и газотурбинного двигателестроения. Положительным эффектом является создание госкорпорации «Ростехнологии», призванной объединить машиностроительные предприятия, в том числе Пермского края, многолетний опыт и традиции, а также мощный интеллектуальный потенциал, заложенные в машиностроительной отрасли Прикамья.  К особенностям работы машиностроителей можно отнести некоторые разработанные Правительством края проекты: это и «24-20» по снижению налога на прибыль на 4 %, и «Продвижение продукции пермских производителей» по софинансированию мероприятий выставочно-ярмарочной деятельности предприятий, и «Региональный сертификат профессионального образования» по обучению рабочих для промышленных предприятий за счет бюджета  при условии их гарантированного трудоустройства.
Каков Ваш прогноз относительно развития отрасли в будущем? С чем связаны перспективы?
– Наличие в крае мощной машиностроительной базы по производству авиационных и ракетных двигателей и имеющихся наработок по освоению новых технологий  позволяет сделать вывод о возможности создания в крае федерального научного центра двигателестроения.
Для дальнейшего развития считаю необходимым обязательное принятие участия машиностроительных предприятий в ФЦП при поддержке Правительства края, как следствие, достижение целевых показателей: это рост численности работающих во внебюджетной сфере и привлечение инвестиций, рост объема заказов.  В частности, участие судостроительного комплекса в программе «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 6 сентября 2007 года № 354. Участие моторостроительного комплекса в планируемой к принятию комплексной «Стратегии развития газотурбинного двигателестроения», по прогнозам Минпромэнерго России, перспективный спрос до 2025 года на ГТУ для электроэнергетики, газоперекачки и ЖКХ составит порядка 4 тысяч агрегатов, а суммарная выручка  порядка 600 млрд рублей, а также участие в проекте «Ангара». Участие группы предприятий «Западно-Уральский машиностроительный концерн» в ФЦП «Модернизация транспортной системы России в 2002–2010 годах» (изменения, введенные в действие Постановлением Правительства РФ за № 338 от 31.05.2006 года).

По волнам
Григорий Меньшиков, генеральный директор ОАО «Пермметалл»:
– В настоящее время ситуация на рынке металлов является благоприятной для машиностроительных предприятий. На данный момент на рынке металлов наблюдается общероссийское снижение цен.  Так, в целом  по основной номенклатуре (без учета арматуры) снижение цен на ОАО «Пермметалл» за последний месяц составило 2–3 %. Также сегодня можно говорить и о существовании долгосрочной тенденции понижения цен на рынке. В настоящее время заводам-изготовителям невыгодно продавать свою продукцию за рубеж, так как цены на внутреннем и внешнем рынках практически одинаковы. Следовательно, увеличивается предложение на внутренний рынок, что и приводит к снижению цен. Есть исключения: на прежнем уровне сохраняются цены на цветные металлы и никеле- и хромосодержащие сплавы, так как такая продукция традиционно используется в производстве нефтеперерабатывающего и нефтедобывающего оборудования. Мы ожидаем стабилизации цен на металл к февралю-марту 2009 года.
Особенность рынка металлов Пермского края состоит в том, что наш регион имеет очень выгодное географическое расположение. Пермь находится в центре производства металлопроката. Расстояние практически до любого завода – изготовителя металлопроката составляет не более тысячи километров.
К особенностям местного рынка можно отнести и тот факт, что региональные производители – Чусовской металлургический завод и «Камасталь» – реализуют продукцию в основном московским металлотрейдерам и промышленным предприятиям, тогда как в Пермский край свою продукцию в больших объемах поставляет Челябинский металлургический завод. Добавлю также, что в нашем регионе цены на металл на 3–4 % ниже, чем в других регионах.

По волнам
Игорь Ваган, заместитель директора по внешним связям ОАО «Русские Машины»:
– На мой взгляд, шансы машиностроителей Прикамья на дальнейший рост производства достаточно велики. С одной стороны, цены на нефть остаются высокими, а значит, предприятия нефтегазового машиностроения могут работать с рентабельностью, позволяющей модернизировать производственные мощности и внедрять новые технологи. Кроме того, в связи со значительным увеличением бюджета Министерства обороны на увеличение объемов производства могут рассчитывать и предприятия ВПК.
Однако всем предприятиям реального сектора Пермского края необходимо решить несколько ключевых задач для того, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке не только сегодня, но и в долгосрочной перспективе. Главная из них – внедрение новых технологий и скорейшее обновление мощностей. Это связано как с повышающимися требованиями к качеству продукции, так и ростом затрат и издержек на производство единицы товара. Необходимо снижать энергопотребление предприятий, производственные издержки и повышать производительность труда. Поэтому второй по списку, но не менее значимой задачей должно стать существенное обновление кадров, повышение уровня технической подготовки, увеличение числа специалистов, знакомых с современными технологиями, а также рабочих с 5–6 разрядом. Важно научить всех работающих современным производственным системам, базирующимся на доказавших свою практическую пользу принципах TPS (Toyota Production System) и  lean manufacturing (бережливое производство).

По волнам
Виктор Кобелев, первый заместитель председателя комитета по экономической политике и природопользованию Законодательного собрания Пермского края:
– Сейчас можно отметить два пути развития машиностроительной отрасли. Во-первых, это работа, непосредственно связанная с государственными заказами. Другой курс взяли компании, вставшие на путь рыночной экономики. Значительное место в этом ряду занимают предприятия, связанные с нефтяной отраслью. В частности, компания «Новомет» уже вышла на рынок Казахстана, сейчас выходит на рынок арабских стран. Четко определив свою нишу, они смогли многого добиться, притом что компания родилась уже после распада Союза. Вообще, в машиностроительной отрасли, как и везде, перспективы развития связаны с возможностью компаний найти свой рынок сбыта, с ростом технологий, предложением и ценовой политикой.

По волнам
Ведущий эксперт УК «Финам Менедж-мент» Дмитрий Баранов (Москва):
– Специфика прикамского машиностроения состоит в том, что основными потребителями его продукции являются нефтяная и газовая отрасль страны, химическая промышленность и Министерство обороны. В связи с улучшением состояния дел в экономике страны у всех этих потребителей наблюдается рост спроса на продукцию машиностроения примерно на 2–4 % в год.
Прогнозы весьма позитивны. Полагаю, что в дальнейшем отрасль будет развиваться более интенсивно, чем в настоящее время. Это будет происходить как потому, что будет расти спрос на ее продукцию, так и по общеэкономическим причинам: сырьевая направленность нашей экономики не создает возможностей для ее инновационного развития, поэтому нужно развивать машиностроение, чтобы экономика страны могла показывать рост и дальше. Также развитие машиностроения поможет создать нужный задел для создания и развития высоких технологий.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний