Газета
 22 сентября 2008, 00:00   1260

Все для «малышей»

Все для «малышей»
Рынок кредитования среднего и малого бизнеса только начинает развиваться. Несмотря на то что темпы его роста достаточно высоки, большая часть бизнесменов склонна избегать общения с банками.
Автор: Кирилл Перов
Рынок кредитования среднего и малого бизнеса только начинает развиваться. Несмотря на то что темпы его роста достаточно высоки, большая часть бизнесменов склонна избегать общения с банками.

По общему мнению экспертов «bc», рынок кредитования среднего и малого бизнеса в Пермском крае еще очень далек от насыщения. Михаил Сюткин, управляющий филиалом ОАО «МДМ-Банк» в Перми, считает, что рынок находится на уровне 15–20 % от своего насыщения, тогда как, исходя из текущего объема бизнеса средних и малых предприятий в крае, предельный объем рынка может достигнуть 1 трлн рублей в год.
Собеседники «bc» полагают, что все предпосылки к дальнейшему росту этого вида кредитования имеются.
Анна Бровина, начальник отдела кредитования малого бизнеса филиала ОАО «УралСиб» в Перми:
– Пермский край обладает всеми необходимыми ресурсами для эффективного развития малого бизнеса. Несмотря на то что в сфере среднего и малого бизнеса в регионе занято около 140 тысяч человек (5 % от населения Пермского края), этот сектор экономики развивается и с каждым годом оказывает все большее влияние на экономику края в целом.
Что касается темпов роста кредитования среднего и малого бизнеса, то в этом вопросе специалисты разошлись во мнениях. Если Михаил Сюткин утверждает, что темпы развития кредитовании СМБ в Прикамье составляют порядка 100–150 % ежегодно, то Марина Медведева, руководитель Клуба банковских аналитиков (Москва), склонна считать, что темпы не очень высоки, а количество выданных кредитов если и выросло, то незначительно.
Тем не менее собеседники «bc» уверены, что рынок кредитования СМБ имеет положительную тенденцию к развитию. Михаил Сюткин прогнозирует увеличение числа банков и точек обслуживания СМБ в Перми и крае, а также увеличение объемов кредитования. Развитие рынка в свою очередь будет вести к упрощению процедур анализа бизнеса и повышению финансовой грамотности заемщиков.
Федералы и регионалы. По словам Анны Бровиной, кредитование малого и среднего бизнеса во многих банках стало приоритетным направлением развития, однако не столько в силу осознания какой-либо социальной ответственности, сколько потому, что все остальные сферы между банками уже поделены. «Конкуренция между банками в предоставлении кредитных продуктов для данного целевого сегмента высока, при этом специальные программы для малого и среднего бизнеса разрабатываются банками самостоятельно, на основе западных образцов финансового анализа положения клиента», – подчеркивает г-жа Бровина.
Инна Касьянова, управляющий директор по кредитованию среднего и малого бизнеса ОАО «Москоммерцбанк» (Москва), утверждает, что интерес банков к сегменту клиентов среднего и малого бизнеса спровоцировал серьезную конкуренцию на рынке, которая в конечном счете создает более привлекательные условия для потенциальных клиентов. «Активизация предложений банков по вопросу кредитования СМБ очевидна: появляются новые кредитные продукты, специальный сервис, вкладываются средства в продвижение и рекламу, что косвенно подтверждает интерес банков в развитии портфеля кредитов для СМБ», – резюмирует собеседница «bc».
О приоритетности развития программ, ориентированных на малый и средний бизнес, заявляют многие федеральные банки, свидетельство тому – появление специальных отделов в филиалах банков. По утверждению ряда экспертов «bc», региональные банки чаще пользуются программами, предоставленными крупными федеральными организациями. «Типичный пример – Российский банк развития, предлагающий двухступенчатую программу финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Сначала он кредитует региональные банки, а последние в свою очередь предоставляют кредиты конечному заемщику», – поясняет Марина Медведева. По мнению Инны Касьяновой, существенным отличием между федеральными и региональными банками является тот факт, что последние выбирают сегмент СМБ не из стратегических интересов, а исходя из сложности конкуренции с федеральными банками, например в корпоративном кредитования.
Михаил Сюткин:
– На данный момент более 30 банков имеют программы по кредитованию среднего и малого бизнеса. Их в свою очередь можно разделить на несколько групп. В первую входит около десяти федеральных банков с развитыми программами кредитования СМБ, которые предусматривают наличие длинной линейки продуктов и покрывают любые финансовые потребности предпринимателей. Ко второй группе можно отнести ряд федеральных банков, развивающих программы СМБ со средней степенью интенсивности. Третью группу составляют около десяти краевых и несколько федеральных банков с низким развитием программ для СМБ (группа отличается малым количеством продуктов для СМБ, высокими ставками по кредитам и учитывает только отдельные потребности заемщиков).
«Среди банков первой группы можно отметить конкуренцию средней степени напряженности, при этом основными факторами конкуренции сейчас становятся цена и сервис, в том числе скорость принятия решений, глубина раскрытия информации, комфортность в сроках и залогах, так как именно эти моменты главным образом влияют на выбор банка клиентской аудиторией. Банки второй и третей группы мало конкурируют как между собой, так и с банками первой группы», – поясняет г-н Сюткин.
Деньги нужны вчера. Сейчас многие банки имеют в продуктовой линейке специализированные кредиты для малого и среднего бизнеса, которые выдаются при наличии текущего бизнеса с хорошим финансовым состоянием и только на цели развития бизнеса. Более того, кредитные программы банков становятся все более гибкими к потребностям бизнеса, предлагая удобные для каждого вида бизнеса кредитные схемы.
Обычно основные требования к заемщику сводятся к следующему: возраст от 18 до 60 лет, регистрация и ведение бизнеса в регионе присутствия банка, минимальная длительность срока ведения бизнеса от 6 до 12 месяцев, реальность сделок, проводимых бизнесом, легальность по выручке, а также документированность ведения бизнеса и четкие перспективы развития бизнеса.
Анна Бровина:
– Стандартные кредитные продукты содержат четкие параметры и требования к финансовому состоянию клиента, параметрам его бизнеса. При этом другой банковский продукт может иметь более либеральные, с точки зрения заемщика, параметры, хотя при этом он, возможно, будет дороже. Часть предприятий малого и среднего бизнеса предпочитают специальным кредитным продуктам обычные потребительские кредиты, полагая, что сроки рассмотрения данных заявок намного меньше, чем при обращении за кредитом непосредственно по программам кредитования малого бизнеса.
По утверждению экспертов «bc», клиента-заемщика в большей степени интересует не столько ставка по кредиту, сколько условия кредитования. Большое внимание клиенты уделяют таким моментам, как скорость принятия кредитных решений и возможность получения кредита без залога. Однако Марина Медведева говорит, что беззалогового кредитования практически нет, если оно и может быть, то только в случае наличия гарантий со стороны региональных или муниципальных властей. Инна Касьянова в свою очередь говорит, что ряд банков предлагают кредиты без залога, но они призваны удовлетворить спрос лишь на краткосрочную потребность клиента до 1–2 лет. «В целом большинство банков при кредитовании малого и среднего бизнеса практикуют более лояльное отношение к залоговому обеспечению, но при этом уделяют пристальное внимание оценке финансового состояния бизнеса и планов по развитию, специфике организации», – отмечает специалист. «В целом механизм выдачи организован по упрощенной системе, которая позволяет удовлетворить потребности клиента в ситуации «деньги нужны вчера» и рассчитывать на удобную систему погашения кредита с учетом сезонности и специфики бизнеса», – говорит Инна Касьянова. Анна Бровина также замечает, что часто случается так, когда заемщикам деньги нужны «еще вчера» и их не устраивают «длительные» сроки рассмотрения заявки более трех дней.
Рисковый спрос. Собеседники «bc» утверждают, что спрос на программы кредитования среднего и малого бизнеса достаточно высок. Так, например, в МДМ-Банке спрос в настоящее время превышает предложение в 2–4 раза, в «УралСибе» говорят о том, что объем кредитования малого и среднего бизнеса в первом полугодии 2008 года составил 418 млн рублей, тогда как за аналогичный период в 2007 году объем равнялся 198 млн рублей. Михаил Сюткин добавляет, что банки с присутствием на рынке региона до 1 года испытывают спрос на уровне 25–70 % от предложения, но уже после года деятельности на локальном рынке спрос начинает превышать предложение. Несмотря на высокий спрос, банки не всегда готовы удовлетворить его. В первую очередь это связано с высокими рисками данного вида кредитования. По словам Инны Касьяновой, сегмент малого и среднего бизнеса можно определить как более рискованный по сравнению с другими исключительно с позиции высокой зависимости успеха бизнеса от множества внешних факторов.
Марина Медведева:
– Риски при кредитовании среднего и малого бизнеса считаются более высокими, поскольку в отличие от корпоративных заемщиков «малыши» не располагают активами в нужном объеме, их бизнес часто неустойчив, они недолго существуют на рынке. Кроме того, они не всегда в состоянии предоставить ликвидный залог.
Анна Бровина придерживается сходного мнения. «Основными проблемами, которые возникают при кредитовании малого и среднего бизнеса, являются нехватка надежных залогов и малая прозрачность данного сегмента, ведь примерно в 70 % случаев бухгалтерская отчетность не отражает реального финансово-экономического состояния деятельности предприятия, поэтому приходится обращаться к данным управленческого учета, которые трудно подтвердить и контролировать в дальнейшем», – отмечает эксперт «bc». Михаил Сюткин в свою очередь утверждает, что кредитование СМБ носит средний уровень риска при условии соблюдения качества анализа бизнеса, тогда максимальный риск присущ розничному кредитованию, а низкий – корпоративному.
Нередко представители среднего и малого бизнеса выход ищут в заимствовании у частных лиц. По мнению банкиров, такая практика все еще довольно распространена.
Инна Касьянова:
– Существует значительная категория бизнесменов, которые на сегодняшний день нуждаются в привлечении средств, но не рассматривают для себя возможности привлечения банковских кредитов. Причины данного явления заключаются в низкой информированности потенциальных заемщиков о возможности кредитования, низком уровне доверия банкам, а также в устоявшемся мнении о сложности получения кредита. Однако предприниматели, которые практикуют привлечение частного капитала для решения вопросов бизнеса, очень скоро сделают вывод о необходимости и удобстве партнерства с банком.
С утверждениями о распространенности кредитования частными лицами не согласен Михаил Сюткин. По его мнению, оно актуально для очень малых предприятий, ежемесячная выручка которых доходит только до 500 тыс. рублей, а также для предприятий любого уровня на цели разовых сделок. В большинстве же среднему и малому бизнесу свойственно пользование официальными формами заимствований, такими как банковские кредиты, в том числе потребительские и специализированные, лизинг, привлечение партнеров для ведения бизнеса и собственные средства.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний