Газета
 22 сентября 2008, 00:00   1814

Культурная экономика

Власти края и города впервые заговорили о связи культурного и экономического. Впрочем, ясности в этом вопросе нет ни у кого.
Власти края и города впервые заговорили о связи культурного и экономического. Впрочем, ясности в этом вопросе нет ни у кого.

В последний день IV экономичес-кого форума обсуждались вопросы экономически выгодных проектов в сфере культуры. Развитие культурной сферы региона как возможный канал улучшения экономической ситуации в целом – тема, впервые обсуждаемая региональными властями. Как отметил и. о. министра культуры и массовых коммуникаций Пермского края Борис Мильграм, очень важно, что подобные вопросы стали рассматриваться властями, так как культурная сфера – неотъемлемая часть жизни города и должна способствовать развитию Перми и формированию нового высокого статуса.
За круглым столом больше всего внимания было уделено экономической значимости развития культурных процессов, преобразованию городского ландшафта и строительству новой инфраструктуры, необходимой для развития культурных проектов.
В частности, обсуждалась и идея создания в Перми музея современного искусства. Идеологами проекта Сергеем Гордеевым, сенатором от Пермского края, и галеристом ыМаратом Гельманом, местом размещения музея было выбрано здание речного вокзала. По мнению разработчиков идеи, кроме собственно культурного значения проект будет иметь значение стимула для развития инфраструктуры вокруг музея. Примером рентабельности и востребованности подобного объекта культуры служит московский «Винзавод». В одном из спальных районов Москвы в 2006 году здание бывшего винного завода стало новым культурным центром, где разместилось несколько галерей, выставочных залов, художественных лавок и арт-кафе. Возникновение нового концептуального объекта современного искусства привлекло внимание не только ценителей, но и бизнеса. По словам Николая Палажченко, арт-директора центра современного искусства «Винзавод», благодаря интересной идее использования старой формы с новым содержанием повысился интерес арендаторов к близлежащим объектам недвижимости.
Впрочем, аналитики в сфере недвижимости относятся к оценке перспектив развития инфраструктуры вокруг музея с долей скепсиса. «Безусловно, новый объект культуры – это позитивный штрих на карте города, – считает директор Пермского аналитического центра Сергей Седов. – Однако если иметь в виду цель повышения привлекательности местности с точки зрения рынка недвижимости, то необходимо ее комплексное освоение, то есть включение в коммерческий оборот всей набережной, благоустройства, создания новых коммерческих площадок – кафе, ресторанов, торговых и офисных объектов. Сам же музей в первую очередь просто привлечет внимание, что, конечно, тоже немаловажно».
По всей видимости, власти не располагают механизмами определения влияния культуры на экономику. «Я считаю, что появление любого объекта культуры, культурные события города (выставки, фестивали) благоприятно отражаются на обществе в целом. Сложно оценить прямой экономический эффект, но каждое такое новое событие – это вклад в копилочку города в части его привлекательности как для простого жителя, так и для представителей бизнес-сообществ (когда речь идет о городе как о месте развития своего бизнеса). Потому что это в первую очередь показатель культуры жителей города, а культурное население всегда привлекает бизнес, ведь любая фирма не забыла бы упомянуть в своей рекламе, что «наш офис находится в 50 метрах от музея современного искусства!» – подводит итоги председатель комитета по молодежной политике города Евгений Хузин.
Впрочем, эксперты «bc» все же не сомневаются, что культурная среда способна оказать влияние на экономику города. По словам Надежды Агишевой, директора фонда «Новая коллекция», реализация культурных проектов делает регион более привлекательным для проживания. К тому же новые проекты оказывают большое влияние на развитие творческих индустрий, расширение креативной среды, активизацию общественной жизни, что оказывает позитивное влияние на региональную экономику, в том числе и через повышение узнаваемости региона.
Однако не все так оптимистично смотрят на проблему. «Для того чтобы реализация культурных проектов положительно повлияла на развитие экономики в регионе, необходим яркий культурный бренд», – считает PR-директор выставки «Пермская арт-позиция» Андрей Янкин. При этом прошлые попытки администрации – пермский медведь и «соленые уши» – рассматриваются экспертом как искусственные: «Пермь уже была культурной столицей Поволжья, но фактически ничего конкретного это наименование не принесло».
Поделиться:
Все новости компаний