Газета
 15 сентября 2008, 00:00   1383

Вопрос престижа

Вопрос престижа
Крупные предприятия Пермского края, позиционирующие себя как социально ответственные, тратят на выполнение социально-экономических функций десятки миллионов рублей. По мнению экспертов «bc», скоро примеру крупных компаний последует и средний и малый бизнес.
Автор: Кирилл Перов
Крупные предприятия Пермского края, позиционирующие себя как социально ответственные, тратят на выполнение социально-экономических функций десятки миллионов рублей. По мнению экспертов «bc», скоро примеру крупных компаний последует и средний и малый бизнес.

Понятие «социальная ответственность бизнеса» уже не первый год является неотъемлемой составляющей деятельности компаний и предприятий, работающих на территории Пермского края. Крупные компании отмечают, что этот аспект деятельности является для них значимым и важным, при этом они считают, что отношение к социальной ответственности не зависит от размера и доходов бизнеса. Но ряд экспертов «bc» уверены в том, что социальная ответственность для малого бизнеса является непосильной ношей.
Не только крупные. В Пермском крае в настоящее время репутацией социально ответственных организаций обладают в первую очередь крупные предприятия нефтяной, калийной, химической промышленности, а также энергетические и машиностроительные компании. Это подтверждается и результатами исследования, проведенного по заказу «bc» социологическим агентством «СВОИ» (подробнее см. график и таблицу).
Так, агентство «СВОИ» (Социологическое ведомство оперативных исследований) обратилось к 1004-м жителям Перми с открытым вопросом: «Какие предприятия Пермского края Вы считаете социально ответственными?». По словам Александра Ноды, научного руководителя «СВОИ», наиболее социально ответственным предприятием на территории Пермского края, по мнению пермяков, является группа компаний «ЛУКОЙЛ» в лице своих предприятий ООО «ЛУКОЙЛ-Перм-нефтеоргсинтез», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», которые в общей сложности получили 84,7 % голосов.
Вторую группу предприятий, отставшую от холдинга «ЛУКОЙЛ» более чем на 40 %, образуют следующие компании: «Пермские моторы» (43,6 %), «Сильвинит» (41,8 %), «Уралкалий» (36,5 %) и «Мета-фракс» (33,3 %).
Однако список организаций, которые жители Перми считают социально ответственными, не ограничился только крупными промышленными предприятиями. «Более пятой части жителей нашего города отмечают высокую социальную ответственность Сбербанка России (24,5 %), часть пермяков уверены в социальной ответственности «Новогора» (9,6 %), «Сатурн-Р» (8,4 %), «Камской долины» (7,4 %), – поясняет Александр Нода. – О социальной ответственности компании «Новомет» и торговых сетей «Семья» и «НормаН-Виват» говорят около 5 % горожан».
Эксперты «bc» также считают, что имеет смысл говорить о социальной ответственности не только крупных промышленных предприятий. Хотя, по мнению Дениса Галицкого, директора Общества поддержки предпринимательских инициатив, возложение на мелкие предприятия ряда социально-экономических функций становится для них скорее тягостным бременем. С этой точкой зрения не согласен ряд экспертов «bc».
Константин Подвальный, директор управляющей компании «Ермак»:
– Социальная ответственность – это прерогатива серьезного и стратегического бизнеса. Многие предприятия среднего и малого бизнеса участвуют в социальной работе, просто они не создают шума в СМИ. Отношение к социальной ответственности не зависит от размера, направленности или доходности бизнеса. Часть предприятий занимается этим вопросом очень серьезно, часть не обращает на него внимания. Бывают и такие случаи, когда у компании реальной социальной работы на копейку, а пиара на рубль. Но, как правило, о социальной ответственности задумываются организации, которые строят долгосрочные стратегии. И таких уже достаточно много.
По мнению Петра Кравченко, директора по внешним связям и корпоративным коммуникациям ОАО «Мотовилихинские заводы», развитие малого бизнеса косвенно стимулирует развитие социальной ответственности: «Предпринимательство, дух которого в равной степени заложен и в малом, и в большом бизнесе, воспитывает ответственность в принципе. Безусловно, ресурсы у разных бизнесов разные, отсюда и разница возможных форм воплощения ответственности, но сам принцип одинаково подходит и тем и другим». Сходной точки зрения придерживаются и в «Камском кабеле». По мнению пресс-службы компании, любое предприятие, независимо от размера, может следовать принципам социальной ответственности, ведь даже небольшая компания, в которой не нарушается трудовое законодательство, уже может считать себя социально ответственной, поскольку сегодня даже положенные законом «белые» зарплаты, полный соцпакет и гарантированный отпуск встречаются далеко не в каждой фирме.
Василий Кузнецов, директор Пермского филиала ОСАО «Ингосстрах», утверждает, что вопрос готовности бизнеса к социальной ответственности – это не столько проблема наличия ресурсов, как финансовых, так и организационных, сколько моральное решение каждой отдельной компании, вовлеченной в отношения с обществом. «Радует тот факт, что сегодня в России вслед за крупными компаниями представители среднего бизнеса активно включаются в процесс – готовы нести ответственность, решать конкретные социальные задачи», – поясняет г-н Кузнецов.
Любовь Куимова, директор по нефинансовым рискам ОАО «ТГК-5» дивизиона КЭС-Холдинга «Генерация Урала», в свою очередь полагает, что социальная ответственность среднего и малого бизнеса приобретает в настоящее время большую значимость в связи с политикой государства по поддержке его развития. «В настоящее время среди предпринимателей, относящихся к среднему и малому бизнесу, требуется проведение очень масштабной разъяснительной и пропагандистской работы, которая подвигла бы их на ведение ответственной деловой практики», – заключает собеседник «bc».
Корпоративный вопрос. Правительство Российской Федерации уже долгое время продвигает тезис о том, что бизнес должен быть социально ответственным, то есть предоставлять сотрудникам хорошие условия работы и активно участвовать в общественной и благотворительной жизни страны. Такой же точки зрения придерживаются и власти Пермского края. В частности, заместитель председателя Правительства Пермского края Яков Силин в интервью «bc» (см. Business Class № 33 (199) от 25 августа 2008 года) говорил о примерах хорошего взаимодействия бизнеса и власти в решении социальных проблем: «предприятия системы «ЛУКОЙЛ», Чусовской металлургический завод, «Метафракс», и список этим, конечно, не ограничивается». Яков Силин уверен в том, что бизнес обязан совместно с властью решать социальные проблемы. «Но, безусловно, давить и заставлять мы не имеем права, вопрос этот достаточно деликатный. Наилучшее решение – это добровольное частно-государственное партнерство на основе взаимной выгоды и общей ответственности», – отмечает в беседе с «bc» чиновник. «Моя позиция в этом вопросе проста: бизнесменам наивно надеяться, что бедное население будет хорошо работать на их предприятиях, помогая собственникам получать прибыль», – конкретизирует Яков Силин.
Что касается позиции бизнеса, то его представители в один голос говорят, что социальная ответственность – это не пустой звук в работе компании. При этом социальная ответственность представляет собой не только благотворительность, меценатство, финансирование культурных и спортивных мероприятий, но и ответственность, прежде всего перед собственным трудовым коллективом.
Основным ресурсом любой компании является ее коллектив, от которого напрямую зависит эффективность работы всего предприятия. В компании «Камский кабель» «bc» заявили, что чем комфортнее чувствует себя сотрудник, тем лучше он будет работать. «Причем деньги здесь не являются единственным фактором: зарплата зарплатой, а быть уверенным в своем будущем хочется каждому, ведь в жизни может случиться все: от болезни до утраты трудоспособности», – говорят на заводе.
Одним из мотиваторов для сотрудников предприятий является проведение разного рода мероприятий и существование материальной помощи: это и единовременные выплаты по случаю свадьбы и рождения ребенка, социальная поддержка ветеранов, корпоративные и профессиональные праздники, санаторно-курортное лечение и многое другое. Активная работа на предприятиях проводится и с молодежью.
Любовь Куимова говорит о том, что компания рассматривает корпоративную социальную ответственность (КСО) как обязательную и неотъемлемую часть деятельности.
Любовь Куимова:
– В широком понимании КСО – это некая совокупность обязательств, которые вырабатываются с участием ключевых заинтересованных сторон и нацелены на развитие компании и на расширение конструктивных связей с органами власти, другими бизнес-структурами, общественными организациями, средствами массовой информации и так далее. Для нас КСО является составной частью корпоративного управления, когда любые производственные и экономические решения принимаются с учетом социальных и экологических последствий как для компании, так для государства и общества.
По словам Петра Кравченко, социальная ответственность стоит в одном ряду с такими понятиями, как «производственный план» или «развитие бизнеса». «Существование бизнеса, а тем более современного, немыслимо вне социума. Поэтому вопроса «зачем бизнесу необходима социальная ответственность» по большому счету возникать не должно», – считает собеседник «bc».
Функциональный подход. Широко известная социальная активность многих крупных промышленных гигантов, по мнению ряда собеседников «bc», представляет собой не что иное, как PR-акцию, направленную на повышение лояльности среди населения и власти.
Так, например, Денис Галицкий говорит, что позиционирование компаний как социально ответственных является качественным PR-ходом с их стороны. «Для крупных компаний выполнение ряда социально-экономических функций является вопросом престижа, частью работы по собственному продвижению», – резюмирует г-н Галицкий.
Однако сами представители бизнеса категорически не согласны с такой точкой зрения. В «Камском кабеле» «bc» пояснили, что социальная ответственность бизнеса – это необходимое условие его успешного существования: «Когда определенные социальные мероприятия освещаются в СМИ – это совершенно нормально. Предприятия регулярно представляют отчеты о своей финансовой деятельности. Между тем социальная работа ничуть не менее важна для жизни компании. Почему же тогда о ней нужно молчать?»
Большинство же компаний, имеющих статус социальноответственных, объясняют проводимую политику пониманием важной социально-экономической и культурно-исторической роли предприятия.
Петр Кравченко:
– Будучи почти ровесником Перми и имея моральное право на статус градообразующего предприятия, холдинг «Мотовилихинские заводы» занимает место в числе крупнейших экономических акторов и работодателей Пермского края, Перми и, конечно, Мотовилихинского района и тем самым неизбежно участвует в развитии пермского сообщества.
«Камский кабель» также четко осознает свою районо- и градо-образующую функцию, что накладывает определенные обязательства. «Наша задача – заботиться о микрорайоне Гайва и его жителях. Здесь работа идет по нескольким направлениям. Во-первых, «Камский кабель» и в будущем продолжит традицию проведения праздников для всех жителей микрорайона. Мы не собираемся делить гайвинцев на наших и не наших: все мероприятия, организуемые предприятием, бесплатны для всех желающих. Во-вторых, наша компания не оставляет в стороне вопросы благоустройства. Уборка территорий силами сотрудников – тот минимум, который мы делали и будем делать. Здесь же стоит сказать и об экологии: «Камский кабель» следит за соблюдением всех норм», – отмечают в «Камском кабеле».
На Пермском заводе силикатных панелей отмечают, что завод еще с советских времен несет статус градообразующего предприятия для микрорайона Пролетарский.
Николай Демкин, генеральный директор ПЗСП:
– Из-за географического положения и инфраструктурных особенностей мы живем в условиях некоей автономии и по отношению к центру Перми, и по отношению к Кировскому району. Всю социальную политику мы реализуем совершенно добровольно и не требуем ничего взамен. Но желания у нас, безусловно, есть. Первое, чего бы мы хотели, – это чтобы нам хотя бы не мешали. Потому что когда на завод приходит уже двадцать пятая по счету проверка, то создается впечатление, что государство ведет с производственниками какую-то бюрократическую борьбу с непонятными целями и задачами. То же самое – когда в отношении нас начинается «возня» со стороны экологов, которые пытаются нас обвинять в нарушении каких-то норм.
Что касается затрат на социальные программы, то они зависят прежде всего от масштаба мероприятий и от их направленности. Так, затраты на социальные программы «Мотовилихинских заводов» ежегодно увеличиваются как за счет роста объемов по действующим программам, так и за счет появления новых проектов. По данным департамента по управлению персоналом ОАО «Мотовилихинские заводы», в 2007 году совокупный бюджет социальных программ составил 62 млн рублей, в 2008 – 76 млн рублей. В компании «Ермак» говорят, что на проведение мероприятий, направленных преимущественно на работу с детьми, выделяется несколько сотен тысяч рублей: сумма зависит, с одной стороны, от предложенных проектов, с другой – от текущих возможностей. В компании «ЛУКОЙЛ-Пермь» речь идет о несколько других объемах: только в 2007 году в качестве адресной благотворительной помощи было направлено более 55 млн рублей, кроме этого компания регулярно проводит корпоративные спортивные праздники, конкурсы социальных проектов, что увеличивает общий бюджет социальных инвестиций.

Вопрос престижа
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний