Газета
 15 сентября 2008, 00:00   985

Борьба с гламуром

Борьба с гламуром
Пермякам покажут, как из сора рождается чудо. Организаторы проекта надеются этим прославить Пермь.
Пермякам покажут, как из сора рождается чудо. Организаторы проекта надеются этим прославить Пермь.

На этой неделе в Перми в здании речного вокзала открывается выставка «Русское бедное».
Торжественное открытие назначено на 19 сентября, но одно из произведений выставки можно увидеть уже сейчас. Это большая инсталляция Николая Полисского «Граница империи», представляющая собой 28 стволов деревьев, очищенных от коры и вкопанных в газон рядом со зданием вокзала. Наверху стволов, высота которых 10–12 метров, сидят деревянные двухголовые птицы или укреплены палицы.
Выставка представит работы 39 российских художников, вписывающихся в рамки концепции выставки, которая предусматривает создание работ из «бедных» материалов: картона, старых досок и железок, полиэтилена, угля и даже мыла. Истоки этой идеи берут начало в арт-течении итальянских художников второй половины прошлого века, которое носит название Arte povera (бедное искусство).
Куратор проекта, московский галерист Марат Гельман, объясняет, что «Русское бедное» – это и есть истинное искусство, когда художник из бросовых материалов создает настоящее чудо. По его словам, именно так художники пытаются противостоять натиску рынка и гламура.
Подлинный гламур в Перми, пожалуй, придется еще поискать, а вот с материалами для работы у художников проблем не было. Как рассказали питерские художники Ольга и Александр Флоренские, они были в восторге от того, как много интересного таят в себе подвалы речного вокзала. Из найденного художники создадут «Карту Перми», которая станет частью их проекта «Географические карты». Чета Флоренских также покажет на выставке работы из своего проекта «Скелеты разные», все они выполнены из предметов, найденных на чердаках и свалках.
Марат Гельман неоднократно отмечал, что, формулируя концепцию выставки, отталкивался от образов деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее. Но у большинства пермяков само понятие «искусство» как раз и ассоциируется только с теми его образцами, которые выставлены в залах галереи и привычны с детства. Поэтому пока неясно, будут ли жителям Прикамья доступны язык и символы современного искусства, смогут ли они разгадать его тайные знаки.
Впрочем, по словам министра культуры Пермского края Бориса Мильграма, проблема с тем, как понять и принять современное искусство, существует не только у пермяков, но и у большинства россиян. Именно поэтому в России, в отличие от остального мира, нет ни одного музея современного искусства.
И тем не менее Марат Гельман полон оптимизма и считает, что «Русское бедное» должно изменить представление всего мира о современном русском искусстве.
На открытие выставки приглашен ансамбль Марка Пекарского – первый в нашей стране и до сего дня единственный постоянно концертирующий ансамбль ударных инструментов. Ансамбль Марка Пекарского – участник многих церемоний, таких как открытие художественных выставок в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художников на Крымском Валу. Каждое выступление Пекарского и его ансамбля является значительным событием современной культурной жизни, и, возможно, как заметил Марат Гельман, для кого-то этот концерт станет более важным явлением, чем сама выставка.
После Перми выставка «Бедное русское» получит в названии приставку «пермская» и отправится сначала по России – в Санкт-Петербург и Москву, а потом и по миру – в Милан, Париж и Нью-Йорк. А в самой Перми продолжится проект превращения речного вокзала в Пермский музей современного искусства. С этой идеей выступил сенатор от Пермского края Сергей Гордеев, работу будет проводить фонд «Русский авангард».
Поделиться:
Все новости компаний