Газета
 15 сентября 2008, 00:00   856

Флаэрти бы похвалил

Для того чтобы встать в один ряд с Каннским фестивалем, «Флаэртиане» осталось сделать последний шаг – организовать кинорынок.
Автор: Кирилл Перов
Для того чтобы встать в один ряд с Каннским фестивалем, «Флаэртиане» осталось сделать последний шаг – организовать кинорынок.

Восьмой международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» завершил свою работу. Фестиваль – одно из тех редких для Перми явлений, которое не только зародилось в недрах культурного процесса города, но и сумело, получив финансовую поддержку от властей, сохранить при этом свою идею и суть.
«Флаэртиана» появилась в 1995 году, режиссер Павел Печенкин вместе с друзьями просто придумал свой фестиваль. Проводили его раз в два года, постепенно он обрел известность, и приезжать на него стали не только российские, но и зарубежные режиссеры неигрового кино. Были и призы, но все это шло в рамках события областного масштаба и проходило в формате дружеской тусовки. Тем не менее кинематографические связи укреплялись, а пермяки регулярно смотрели хорошие неигровые фильмы. Вывести фестиваль в число больших мероприятий было решено в 2006 году, когда Пермь получила статус «Культурная столица Поволжья». Тогда же краевая администрация заручилась согласием на софинансирование Министерства культуры России, где «Флаэртиану» хорошо знали, и фестиваль получил официальный ранг международного.
К чести бессменного президента фестиваля Павла Печенкина и такого же бессменного директора фестиваля Владимира Соколова, они смогли использовать этот небольшой финансовый ресурс для резкого рывка вперед. Принцип прост: все, не имеющее отношения к процессу, просто переводится в разряд работ, выполняемых на энтузиазме добровольных помощников и друзей. Церемонии открытия и закрытия фестиваля по-прежнему провинциально непритязательны – как и раньше, нет никаких специально организованных околофестивальных событий: концертов, приемов, шоу.
Но за три года пермский фестиваль «Флаэртиана» стал действительно международным кинофестивалем, со всеми соответствующими этому статусу атрибутами. Во-первых, это конкурс. В этом году фильмы для участия в нем прислали 430 режиссеров из 46 стран мира, причем многие работы приходили не в отборочную комиссию, а напрямую в Пермь (это к вопросу о брендах нашего города).
Организация конкурса включает два этапа: комиссия из профессиональных отборщиков отсматривает все фильмы, выбирая лучшие для фестиваля, международное жюри выбирает лучший фильм и вручает призы. По правилам международное жюри должно меняться каждый год. В этом году жюри возглавил режиссер Павел Павликовский из Великобритании, в состав входили продюсер и режиссер Вольфганг Бергман, режиссер Анна Букетти и два наших соотечественника – режиссеры Александр Гутман и Анатолий Балуев.
Одновременно на «Флаэртиане» работает обязательное для международных фестивалей жюри «ФИПРЕССИ» – международной организации журналистов, пишущих о кино. И, наконец, призы, тоже вполне соответствующие статусу: 10 тыс. долларов за лучший фильм и три приза в разных номинациях по 3 тыс. долларов.
Для того чтобы преодолеть последнюю ступеньку и – каким бы ироничным это ни казалось – встать в один ряд с Каннским и Венецианским кинофестивалями, «Флаэртиане» необходимо только одно – организовать кинорынок. Ведь все известные в мире кинофестивали – это одновременно и крупные деловые мероприятия, куда съезжаются продавцы – владельцы прав на показ фильмов и покупатели-прокатчики. По словам Павла Печенкина, президента «Флаэртианы», сегодня все вопросы по организации рынка уже проработаны, осталось дело за малым (точнее, за большим) – за финансированием. Спрос на неигровые фильмы в мире постоянно растет, в большинстве стран давно существуют специальные кинотеатры, телеканалы, где показывают только документальное кино. Павел Печенкин считает, что вполне реально организовать кинорынок уже на следующей «Флаэртиане» в 2009 году. Возможно, его планы осуществятся, тем более что «Флаэртиана» вместе с еще несколькими фестивалями внесена отдельной строкой в план экономического развития Пермского края на 2009–2011 годы. Об этом сообщил министр культуры Пермского края Борис Мильграм.
Призы VIII Международного фестиваля «Флаэртиана» по решению жюри распределились следующим образом: Гран-при «Золотой Нанук» и 10 000$ вручены Георгию Лазаревски за фильм «Дом у стены» (Франция, 2007); «Серебряный Нанук» и 3000$ в номинации «Лучший полнометражный фильм» получила Ниште Джайн за картину «Лакшми и я» (Индия, США, 2007); еще один «Серебряный Нанук» и 3000$ в номинации «Лучший короткометражный фильм» достался Роксаре Гхаммагхамм за фильм «Ционоз» (Иран, 2007). Обладателем приза «ФИПРЕССИ» стал Младен Матисевич за фильм «Как стать героем» (Сербия, 2007), ему вручен «Серебряный Нанук». Лучший фильм программы «Российская «Флаэртиана» по традиции выбирали зрители – им стала картина «Мать». Его авторы Павел Костомаров и Антон Катин получили «Малый Серебряный Нанук».
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний