Газета
 08 сентября 2008, 00:00   1397

Деньги за стулья

Деньги за стулья
Эксперты единодушно считают, что пермский мебельный рынок до сих пор находится в стадии стихийного развития. При этом высокий потенциал сегмента и интерес к нему со стороны крупных российских и международных игроков также никто не оспаривает.
Автор: Кирилл Перов
Эксперты единодушно считают, что пермский мебельный рынок до сих пор находится в стадии стихийного развития. При этом высокий потенциал сегмента и интерес к нему со стороны крупных российских и международных игроков также никто не оспаривает.

Пермский мебельный рынок нельзя назвать сформировавшимся. Нет ни четкого позиционирования компаний на сегменты, ни очевидного деления на лидеров и аутсайдеров. В подобной ситуации рынок (прежде всего, сектор офисной мебели) демонстрирует высокие темпы роста в отличие, например, от столичного, который близок к насыщению. Несмотря на более низкую платежеспособность региональных клиентов, московские компании продолжают двигаться в регионы, находя здесь динамичное развитие.
Остаться в живых. «Пермский край является одним из самых привлекательных регионов для инвестиций в мебельный рынок, а именно рынок офисной мебели. Но если кратко описать состояние рынка Перми сегодня, то это фактически его полное отсутствие. В Перми нет ни одного крупного производства. Существует множество небольших цехов, магазинов, но в случае прихода крупных западных производителей большинство из них могут не выдержать конкуренции и будут вынуждены покинуть рынок. Пока экспансии европейских игроков из дальнего зарубежья на региональные площадки не наблюдается, однако их высокая концентрация в Москве и Санкт-Петербурге говорит о том,  что российский рынок им интересен. И останавливаться только на столице, судя по всему, они не намерены. Выход западных участников мебельного рынка на региональные площадки – это вопрос времени, и чем быстрее Россия вступит в ВТО, тем стремительнее это произойдет», – считает Михаил Шпигель, директор ООО «Элекс-Пермь».
Несколько иначе оценивает ситуацию Александр Соснин, директор мебельной компании «Оптимус»: «Пермский мебельный рынок находится на стадии зарождения, требования к качеству продукции пока  сравнительно невысоки, рентабельность также низка. По показателям увеличения объема производства и продаж  Пермский край находится в числе аутсайдеров, в сравнении с 28–30 % ежегодного прироста. В других регионах России наш показатель в 8 % не выглядит внушительно. Хотя  с учетом изменения основных макроэкономических показателей, влияющих на развитие страны и региона в целом и мебельной отрасли в частности, будущее региональной мебельной отрасли оптимистично. При стабильном состоянии экономического климата в регионе наиболее вероятен благоприятный прогноз развития мебельной отрасли, при котором ежегодный темп роста составит порядка 9 %».
Как сообщили «bc» в Министерстве развития торговли и предпринимательства Пермского края, регион обеспечен собственными ресурсами, необходимыми для мебельного производства: сюда относятся как продукты деревообрабатывающей промышленности региона, так и всевозможные виды лесохими-ческой и нефтеперерабатывающей отрасли. «Таким образом, затраты, связанные с закупкой необходимого сырья и материалов, у наших производителей значительно ниже, по сравнению со многими другими регионами РФ. В крае есть все предпосылки для развития мебельной отрасли», – заявили в Минторге.
Вступление России в ВТО, по мнению представителей региональных мебельных компаний, приведет прежде всего к приходу на местные рынки иностранных производителей, конкурировать с которыми смогут разве что федеральные игроки и крупнейшие региональные торговые сети. Мода, стиль и технологичность, законодателями которых по-прежнему остаются европейцы, надежно оградят импортную мебель в верхнем и, что более опасно для регионального производителя, среднем ценовом сегменте от притязаний местных игроков. Защитой для последних может послужить только высокая доля накладных транспортных расходов у иногородних игроков, сопоставимая или даже превышающая стоимость товара. Однако эксперты «bc» сходятся во мнении, что экспансия европейских игроков для Перми пока неактуальна.
Готовы платить. Как сообщил один из собеседников «bc», наибольшей популярностью в нашей стране пользуется недорогая мебель: привычка экономить на офисном обустройстве осталась у многих отечественных предпринимателей. На долю производителей недорогой офисной мебели приходится более 75 %. По данным экспертов «bc», эту цифру формируют в первую очередь российские, польские, белорусские и украинские производители. «Как правило, мебель экономкласса изготавливают из недорогих и некачественных материалов устаревшего дизайна. Срок эксплуатации таких изделий ограничивается четырьмя годами», – заявил Михаил Шпигель. Вместе с тем эксперты «bc» заявляют, что спрос на качественную и соответственно дорогую мебель растет. «Безусловная тенденция – перераспределение возросшей покупательной способности в пользу более качественной мебели, – отметила Юлия Балкунова, директор пермской сети мебельных магазинов «Добрый». – Региональный рынок сохраняет за собой большой потенциал. Стабильное развитие привело к тому, что крупные компании накопили достаточный запас прочности и сейчас, на пороге рыночного насыщения, продолжают вкладывать значительные средства в свое развитие».  Среди благоприятных факторов, способствующих увеличению спроса на качественную мебель, – развитие бизнеса, корпоративной культуры и увеличение финансирования госорганизаций.
Как и любой другой, мебельный рынок эволюционирует. По словам директора филиала мебельной компании «Соло» в г. Перми Константина Уманского, сегодня мебельные компании готовы предложить потребителю уже не только мебель  как предмет интерьера, а как элемент эффективного офиса, основываясь на ценностях компании, ее бизнес-процессах, возможных перспективах развития, эргономике и экологии рабочего пространства. Михаил Шпигель  также считает, что дешевая мебель постепенно теряет популярность: «Те, кто рассчитывает только на низкую цену, будут всегда плестись в хвосте, подбирая заказы от начинающих и заканчивающих свой бизнес. Чем выше уровень доходов у потенциальных клиентов, тем меньше заказов у фабрик, ориентированных на экономичную мебель».
Директор ООО «Агентство деловой журналистики» Людмила Крошечкина рассказала, что на начальном этапе развития компания выбрала недорогую, но относительно качественную мебель. «Увеличение объема инвестиций, направленных на организацию рабочего пространства, происходит одновременно с экономическим ростом организации», – считает г-жа Крошечкина. По мнению директора имиджевого центра «Сенатор» Бориса Эренбурга, офисное оборудование, в частности мебель, следует обновлять раз в 6 лет. «Мы готовы потратить больше средств, но взамен приобрести более качественную мебель, которая прослужит дольше», – заявил Борис  Эренбург. По данным одного из собеседников «bc», стоимость затрат на полное обновление мебели в небольшом офисе составит около 150 тыс. рублей.
Вырасти не реально. Эксперты «bc» сходятся во мнении, что основная конкуренция разворачивается между региональными и российскими сетевыми компаниями. К числу крупных игроков на рынке офисной мебели Перми они причисляют компании из Москвы, Санкт-Петербурга, а также Белоруссии и Украины.
«Пермь является перспективным регионом для мебельного бизнеса, об этом говорят все исследования, проводимые нашей компанией. Ориентируясь на последние данные исследований динамики рынка коммерческой недвижимости, можно надеяться на устойчивый положительный тренд развития пермского рынка офисной мебели», – заявил г-н Уманский.
Пермский край является одним из самых привлекательных регионов для инвестиций в мебельный рынок, а именно рынок офисной мебели. Однако сегодня в регионе нет ни одного крупного фабричного производства.  Закамская мебельная фабрика  (ЗМФ)  – единственное предприятие, имеющее полный цикл производства, – сегодня  практически прекратила свою деятельность. Как сообщила эксперт «bc» Юлия Балкунова, после реорганизации фабрика представляла собой одно из крупнейших мебельных производств в России. «Выпускаемые объемы продукции полностью удовлетворяли потребности региона. Располагая такой сырь-евой базой, фабрика имела все шансы надолго задержаться в списке крупнейших производств России. В такой рыночной ситуации выход других игроков на региональный мебельный рынок был бы очень рискованным шагом. Изначально фабрика начала выпускать недешевую, но качественную мебель. Но через какое-то время решила перестроить производство на изготовление мебели экономкласса. Этот шаг привел к разорению ЗМФ. Сегодня на мебельном рынке работает слишком много крупных игроков, и в таких условиях  перспективы, что в крае появится подобное производство, нет», – заявила г-жа Балкунова. По данным «bc», ЗМФ сегодня является структурой ООО «ТЦ Чкаловский», сохранив только небольшое производство.
Что касается совмещения производства и продажи мебели, эксперты заявляют о том, что на российском рынке такие случаи единичны. «Как правило, российские фабрики занимаются только производством, не выделяя продажи в отдельную структуру. Существует примеры, когда крупные производства отказывались от своих отделов сбыта, заключая договоры на поставку своей продукции с большим количеством мебельных компаний, которые в свою очередь делают заказы исходя из потребительского спроса. У нашей сети был опыт собственного производства, но в итоге стало очевидно, что для сохранения своих позиций на рынке лучше заниматься либо продажей, либо производством», – отметила Юлия Балкунова.  
Впрочем, как утверждают сами участники рынка, крупные производители хотели бы претендовать на солидные поставки, но в условиях высокой конкуренции вынуждены умерять свои аппетиты.
Участников рынка офисной мебели можно структурировать на три группы: компании, занимающие лидирующие позиции в отрасли, имеющие широкую сбытовую сеть, крупные предприятия – как правило, это региональные производители советской эпохи, чье производство направлено на удовлетворение локального спроса, и небольшие компании – это самая многочисленная группа, количество компаний которой динамично растет. Западные компании все чаще открывают свои представительства в России и реализуют на ее территории различные инвестиционные проекты, но они приходят в Россию и в регионы со своими проверенными партнерами и редко становятся клиентами российских компаний.
Оценивая возможности выхода пермских игроков в другие территории, эксперты говорят о большей вероятности выхода в города края, нежели в другие российские регионы. «Для выхода в регионы необходим большой объем инвестиций. Но из-за высокой конкуренции их объемы не по силам  местным игрокам», – говорит Юлия Балкунова.
«Сегодня лидером по производству и продажам мебели является Центральный федеральный округ, на его долю приходится, по статистическим данным, порядка половины всей производимой в России мебели. Доля Приволжского федерального округа – около 8 %», – заявил г-н Соснин. По данным Росстата, отечественная промышленность в 2007 году выпустила мебели на сумму $2662 млн. По прогнозам аналитиков «bc», небольшие локальные магазины, салоны не выдержат конкуренции с крупными сетевиками, в итоге на региональном рынке останется около 10 ритейлеров. Но это перспектива отнюдь не ближайших 2–3 лет.
Деньги за стулья
Деньги за стулья
Деньги за стулья
Деньги за стулья
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний