Газета
 08 сентября 2008, 00:00   1038

Комплекс архитекторов

Комплекс архитекторов
Олег Горюнов, исполняющий обязанности главного архитектора города Перми, – о необходимости строительства в Перми ярких архитектурных форм, сотрудничестве с иностранными архитекторами и обязательности исполнения решений градсовета.
Автор: Кирилл Перов
Олег Горюнов, исполняющий обязанности главного архитектора города Перми, – о необходимости строительства в Перми ярких архитектурных форм, сотрудничестве с иностранными архитекторами и обязательности исполнения решений градсовета.

Олег Валентинович, каковы основные архитектурные направления развития города, в чем они заключаются?
– Сложившаяся практика реализации инвестиционных проектов в нашем городе показывает, что первыми жертвами в стремлении получения максимальной прибыли, к сожалению, становились оригинальность, своеобразие и архитектурная выразительность возводимых зданий. Для имиджа любого города важно наличие ярких, выразительных зданий, которые делают города разными и неповторимыми. Наши соседи – города Екатеринбург, Казань, Самара – всегда пристальное внимание уделяли выразительности и оригинальности архитектурных решений. В результате они достигли за последние годы хороших результатов.
На мой взгляд, можно выделить две первоочередные проблемы в развитии архитектуры города. Во-первых, это вопрос изменения отношения инвесторов, застройщиков, архитекторов, строителей к своему участию в градостроительном процессе. Каждый участник должен понимать свою ответственность за формирование облика города. Важную роль в этом процессе должны сыграть решения, принимаемые на градостроительном совете при главе города. Одной из важнейших задач создаваемого архитектурно-планировочного управления станет отлаживание механизма реализации этих решений во вновь строящихся объектах. При этом мы не можем позволить себе такой роскоши, как право на ошибку.
Во-вторых, немаловажную роль в повышении имиджа города играет благоустройство городских территорий в широком смысле этого слова. Это и богатство озеленения, и качество городского дизайна, и уличное освещение, и элементарная чистота на улицах и в скверах.
Как Вы относитесь к тому, что краевые власти обратились за помощью в разработке генерального плана к иностранным консультантам, и фактически они, а не главный архитектор определяют, каким должен стать город через несколько лет?
– К этому я отношусь позитивно, и не потому, что работаю в администрации. Такое взаимодействие разных школ в итоге приведет к взаимообогащению подходов в проектировании городской среды. Много лет мы работали по одним канонам, запад – под другим. Сложившиеся в России нормы, правила, порядок согласования и утверждения проектной документации, природная среда, наконец, весьма специфичны. Сотрудничество приведет к поиску нестандартных решений.
Могут ли возникнуть какие-либо сложности при взаимодействии российской и зарубежной архитектурных школ?
– Когда иностранные коллеги встречались с архитектурной общественностью, то все пришли к единому мнению, что только доброжелательное, заинтересованное отношение друг к другу может принести максимально положительный эффект. Работа над разработкой генерального плана обещает быть довольно масштабной, и я думаю, что работы хватит и иностранным, и местным архитекторам и проектировщикам.
Можно ли говорить о стагнации пермской архитектурной школы?
– За последние несколько лет архитектурной вседозволенности произошло снижение требовательности к качеству архитектурных решений. В этой связи абсолютно правильно было принято решение о привлечении к работе над мастер-планом зарубежных специалистов. Вгляд со стороны всегда наиболее объективен.
Активную роль в развитии Перми в последние полгода играет градостроительный совет. Насколько велико значение этого органа?
– Во-первых, большое значение имеет тот факт, что возглавляет и активно участвует в работе градостроительного совета глава города. Во-вторых, на градсовете достаточно оперативно и профессионально оценивается качество архитектурных решений предлагаемых к реализации проектов.
Какие трудности в работе градсовета Вы видите?
– Как я уже говорил, главная задача на данный момент – это наладить механизм реализации решений градостроительного совета. Не должно быть ситуаций, когда на градостроительном совете принято одно решение, запроектировано – второе, а реализуется – третье. В этой цепочке важно следование тем идеям, которые были одобрены.
Значит, решения градостроительного совета должны быть обязательными?
– Самое главное на данный момент добиться того, чтобы решения градсовета были реализованы в том виде, в котором были приняты. Чтобы это не было пустым сотрясанием воздуха. Нет смысла существования градсовета, если исполнение его решений необязательно.
Неоднократны случаи, когда между архитекторами и представителями КЦОПа происходили столкновения из-за разного понимания того, каким образом новостройка впишется в архитектурный облик города? В чем причина подобного недопонимания?
– В данном случае сложность взаимодействия между архитекторами и сотрудниками центра охраны памятников – это целый конгломерат вкусовых, философских, юридических нюансов.
В проекте охранных зон прописаны условия и правила, которым архитекторы должны следовать при проектировании того или иного объекта в исторической части города. Когда разрабатывался проект охранных зон, местные инвесторы и архитекторы отнеслись к нему недостаточно серьезно. Кроме того, предложение ввести так называемый переходный этап для апробации положений проекта охранных зон не было учтено. Таким образом, работники КЦОП, как чиновники, обязаны выполнять свою работу, следуя букве принятого документа.
Есть ли у проблемы решение?
– На одном из заседаний градсовета было принято решение о создании рабочей группы по началу определения более гибких принципов и регламентов при проектировании. Например, в проекте охранных зон присутствует такое понятие, как «стилевое единство». Что под этим понимается – не совсем ясно. В итоге появляются так называемые архитектурные мутанты, когда на зданиях ХХI века начинают рисовать декор ХVIII–ХIХ веков. Кроме того, геометрические построения по определению точек восприятия пока не дали в нашем городе удачных примеров «вписывания» современной архитектуры в исторический контекст. При этом зарубежная архитектурная практика показывает яркие примеры сочетания старого и нового, основанные совершенно на других приемах и принципах. Очевидно, что нам и здесь необходимо совместно искать какие-то иные подходы.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний