Газета
 25 августа 2008, 00:00   889

Снега и берега

Снега и берега
Декан географического факультета Пермского государственного университета Александр Зырянов – о туристическом потенциале края, интересных объектах и конкурентах Прикамья за потребителя.
Автор: Кирилл Перов
Декан географического факультета Пермского государственного университета Александр Зырянов – о туристическом потенциале края, интересных объектах и конкурентах Прикамья за потребителя.

Александр Иванович, как Вы оцениваете программу «Развитие туризма в Пермском крае на 2008–2012 годы», которая принята Законодательным собранием Пермского края? Насколько реалистично она выглядит?
– Я считаю, что она даже немного скромна для своих целей. В программе обозначена цифра – увеличение турпотока на 40 % за два года. Но считаю, что и без принятия программы подобный рост произойдет. Реально добиться большего подъема. И именно это – задача программы, которая должна принципиально изменить ситуацию. Пока в документе делается акцент на развитие информационных и рекламных элементов. О серьезных решениях, которые могли бы коренным образом перевернуть отношение к Пермскому краю, в нем речи нет.
На чем основана Ваша уверенность, что туристический поток вырастет в любом случае?
– Сейчас для этого сложились объективные условия. В крае есть потенциал, мы видим интерес инвесторов, у многих даже готовы проекты. Властям осталось собрать это воедино и проводить единую политику, способствующую развитию отрасли. Причем надо отметить, что соответствующие шаги уже делаются, никто не ждет принятия программы, а ведет работу сейчас. Например, кафедрой туризма нашего факультета создан первый в своем роде туристический интернет-каталог. Это пусть маленькая, но победа.
Какие туристические объекты в крае, на Ваш взгляд, имеют большой потенциал и, если в них инвестировать, могут дать хороший результат с точки зрения развития туризма?
– Здесь очень важно оценивать ситуацию комплексно. Для начала выделить территории, имеющие наилучшее географическое положение. Затем отобрать объекты, сочетающие в себе природную изюминку, удобное транспортное положение и обладающие чем-то уникальным.
Например, на мой взгляд, одним из интереснейших мест края в этом плане является поселок Кусьва. Он сочетает и геоморфологию, и наличие коммуникаций, и близость к потребителям, и хорошее географическое положение (удобно располагается между Свердловской областью и Пермским краем). Когда мы видим сумму подобных слагаемых, то можем уверенно прогнозировать, что данная точка будет развиваться активно, комплексно, имея перспективы стать крупным рекреационным центром.
В этом же плане можно выделить Суксунский район, который также расположен между Екатеринбургом и Пермью. Территория очень насыщенная и в хорошем смысле контрастная по своим природным ресурсам и возможностям.
Кроме географии, на чем еще следует делать акцент?
– Нужны уникальные свойства – это то, чем мы отличаемся от соседних территорий. Уверен, что это даже важнее, чем инфраструктура, ведь по большому счету дороги, гостиницы и т. п. во всех близлежащих регионах примерно на одном уровне. Важнейшее конкурентное преимущество – природные условия. На север от Горнозаводского района идет так называемая уральская зона, отличающаяся большим снежным покровом. И фактически Северный Урал — это снежный полюс Европы. Здесь нет инфраструктуры, но у отдыха в подобных условиях масса поклонников, значит, перспективы для развития туризма неплохие.
К объектам, заслуживающим пристального внимания, можно отнести также акватории и водохранилища. В Пермском крае сложилась очень сложная ситуация с пляжами, и надо просто взяться за этот вопрос. Ведь если на
сосновых берегах, с достаточно выразительным рельефом (коих в Прикамье немало), устроить песчаные пляжи, то это создаст отличный рекреационный ареал. А если он будет находиться еще недалеко от городских агломераций, то постоянный поток туристов обеспечен. И таких примеров потенциально сильных объектов очень много.
В конце июля по всем СМИ проходила информация о съемках в Кунгуре российского фильма по роману Мамина-Сибиряка. Участники съемок отмечали историческую аутентичность и нетронутость этого города.
– Да, в крае немало городов с богатой историей, многие сохранили историческую среду, кое-где нужно просто подремонтировать фасады и навести порядок. Но в основном, конечно, эти объекты требуют очень больших инвестиций, и ясно, что основная роль в этих вложениях должна отводиться бизнесу.
С какими регионами Прикамье может успешно конкурировать за туристический поток?
– Вообще, Пермь находится в сложном положении, так как вокруг сосредоточены достаточно серьезные конкуренты: крупные города (Екатеринбург, Челябинск), республиканские центры, располагающие серьезным административным ресурсом (Уфа, Казань). То есть чтобы побеждать в борьбе с такими серьезными конкурентами, краю всегда необходимо быть на шаг впереди. Но, с другой стороны, в силе этих регионов есть и плюс, ведь их жители – потенциальные потребители туристических услуг Пермского края.
При этом, думаю, нет смысла зацикливаться только на конкуренции с соседними регионами, край может успешно бороться за клиента с субъектами Федерации, находящимися в других частях России. Все-таки Урал имеет ландшафт и природные условия совершенно иные, чем в остальных регионах. Да и с точки зрения истории краю явно есть чем заинтересовать потребителя.
Президент России Дмитрий Медведев предлагает набор мер для увеличения внутреннего туризма (в том числе дотации из бюджета). Чем, на Ваш взгляд, должно помогать государство?
– Туризм, конечно, это сфера предпринимательства, а не сфера бюджетных перераспределений. В туристических вопросах государство должно взять на себя роль информационную, возможно контролирующую, но никак не функцию прямого финансирования. Могу сказать, что идея создания информационно-туристического центра, обозначенная в краевой программе развития туризма, очень хорошая. Бытует мнение, что каждая туристическая компания сама призвана рекламировать и информировать. Однако турфирмы по большому счету заинтересованы только в продвижении собственных туристических продуктов. Давать полный объем информации обо всех возможностях отдыха в Пермском крае – задача, которую призвана решать власть. Еще один вопрос, который находится в компетенции административных органов, – создание инфраструктуры. Дороги, коммунальные сети и т. п. – важнейшие условия, без соблюдения которых не один объект не сможет привлечь туристов. Вопрос этот финансово емкий и находящийся в государственной компетенции.
Какие направления туризма Вы считаете наиболее перспективными для Пермского края?
– На самом деле никто не знает, сколько существует видов туризма. Туристических организаций очень много, и все они разного плана, и направлений туризма тысячи, а может, и миллионы. Порой вообще сложно понять, к какому виду туризма относится тот или иной маршрут, ведь он может сочетать в себе сразу десяток направлений. Туризм – это реакция на человеческие потребности, а этих потребностей огромное количество. Направления возникают снова и снова, креативные туроператоры сами придумывают новые виды. Поэтому довольно трудно сказать, какие из них наиболее перспективны. Безусловно, будущее есть у всей туристической отрасли. И если власти станут на деле помогать ее развитию в Пермском крае, то отдача будет достаточно скоро.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний